10 февраля 2022 в 12:16

АвтоПортал

642 просмотра

Шины играют важную роль в безопасности автомобиля во время его эксплуатации. Поэтому экономить на них не следует.

Но даже если вы установите автомобильные шины Goodyear Eagle Sport, предлагаемые по разумной цене интернет-магазином «Шины и Диски», или другого «флагманского» бренда, для комфортной и безопасной езды нужна еще и их грамотная эксплуатация.

Прежде всего следует поддерживать правильную температуру резины, которая, как известно, в определенной мере зависит от внутреннего давления в ней. Ведь энергия, потраченная во время движения на качение авто, преобразуется в тепловую, влияет на нагрев резины. С другой стороны, существует определенная зависимость между давлением в покрышке и ее температурой.

Можно ли давлением регулировать температуру шин?

Практика показывает, что давление в резине действительно оказывает определенное влияние на ее прогрев. Но в одних условиях эксплуатации почему-то снижение давления в шинах способствует поднятию температуры (например, в большом автоспорте), а в других – поднятие температуры происходит вместе с увеличением давления (картинг).

Температура и давление – это совершенно разные физические величины, не оказывающие никакого влияния друг на друга во время движения автомобиля по дороге. Для появления термодинамической системы нужен еще и третий параметр – объем. Поэтому давление в шинах – это только один из факторов, влияющий на повышение или снижение температуры в них опосредовано.

На что влияет давление в шинах?

Показатель «нормального» давления в резине бывает разным в различных условиях ее эксплуатации. Если оно пониженное, то:

  • распределение давления на дорогу получается неравным, что является причиной ухудшения сцепления колес с покрытием и преждевременного износа резины;
  • амплитуда деформаций увеличивается, нагрев, как и сопротивление качению, повышается, расход топлива растет;
  • риск повреждения шины или диска при попадании в яму возрастает.

При наезде на какое-либо препятствие или при резком повороте «недокачанная» покрышка может разбортироваться и даже лопнуть. Недостаток давления на 20% снижает на треть срок ее эксплуатации.

Избыточный показатель этого параметра делает шину более жесткой. Катится колесо легче, но из-за уменьшения площади пятна его сцепления с дорожным покрытием контакт с дорогой ухудшается. Из-за перенапряжения кордовых нитей быстро изнашивается средняя часть протектора. Если автомобиль попадает в яму, возрастают нагрузки на подвеску и элементы кузова. Управлять такой машиной некомфортно. Дискомфорт создает и повышенный уровень шума в салоне.

Но еще более опасно ездить на ТС с разным давлением в колесах. Автомобиль движется как бы боком, поскольку его уводит в сторону шины с меньшим давлением.

За счет чего греется шина?

Принимая во внимание закон физики о превращении кинетической энергии в тепловую, можно сделать вывод, что основная причина нагрева шин заключается в их внутренних деформациях. Поскольку эти элементы обладают эластичностью, во время движения ТС по прямой они «сопротивляются» качению.

Сила сопротивления вызывает деформацию шины, провоцирующей ее нагрев, становится причиной снижения скорости движения автомобиля. То есть можно сделать вывод, что сопротивление качению и количество выделяемого шиной тепла обратно пропорционально давлению в ней.

Но здесь не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Ведь при гонках на прямых отрезках шины скорее не нагреваются, а остывают. Откуда такой вывод? Рабочая температура резины гоночного автомобиля должна составлять порядка 80 — 100 градусов. При этом температура окружающей среды и дороги превышает показатель даже в 500C в редких случаях. Поэтому даже понижение давления в шине вряд ли доведет ее до рабочей температуры только за счет сопротивления качению и деформации.

Добавляется еще и сила сцепления с дорогой, боковая нагрузка и продольные силы на поворотах, площадь пятна контакта и другие факторы. Но это – темы уже других статей.