Как часто следует менять сайлентблоки и как определить их состояние
Для соединения некоторых деталей в конструкции подвески автомобиля используются сайлентблоки. Это резинометаллические шарниры из двух металлических трубок и демпфирующей прослойки между ними.
Независимо от того, для какой детали предназначен сайлентблок, задачи у него три:
надежное крепление элементов подвески;
сохранение ее подвижности;
поглощение механической вибрации.
Последняя возникает в результате ударов колес о поверхность дороги. Рассмотрим конструктивные особенности сайлентблоков и срок их эксплуатации.
Как работает сайлентблок
Пример приведем на рычаге подвески, в котором имеется посадочное гнездо для сайлентблока. Последний запрессовывается туда, соприкасаясь внешней трубкой с рычагом. Тот, в свою очередь, крепится к кузову машины с помощью болта, который проходит через внутреннюю трубку. Таким образом вибрация, идущая от рычага, проходит через внешнюю трубку, не доходя до внутренней, так как поглощается демпфирующей вставкой. Чтобы все работало без вибраций и стуков, необходимо делать правильный подбор сайлентблоков по размерам, чтобы не было люфта.
Демпфирующая вставка представляет собой резиновую или полиуретановую втулку. Первая имеет небольшую стоимость, обладает хорошей эластичностью и достаточной упругостью, чтобы между деталями отсутствовал люфт. Полиуретановые сайлентблоки обладают теми же свойствами, но за счет более высокой упругости они служат дольше. Соответственно, и стоимость их выше. В большинстве случаев на заводе автомобили оснащают сайлентблоки с резиновыми вставками, так как они дешевле и полноценно выполняют свои функции, хоть и не так долго, как полиуретановые.
Сколько служат резиновые и полиуретановые сайлентблоки
Замена этих деталей выполняется по мере их износа. Он характеризуется появлением трещин и расслоением материала. В результате в соединении деталей появляется люфт, а отсюда стук и другие проблемы подвески автомобиля. Что касается срока службы, комплект сайлентблоков из резины рекомендуется менять каждые 100 тысяч пробега. В нормальных условиях они могут служить и дольше, но их свойства к данному пробегу уже заметно ухудшаются, а потому лучше их заменить. Если машина эксплуатируется в условиях бездорожья, нагрузка на резинотехнические шарниры возрастает, а потому менять их рекомендуется каждые 50 тысяч пробега. У полиуретановых срок службы в 2-3 раза больше.
Когда необходимо купить сайлентблоки
Нельзя ориентироваться только по рекомендациям производителя, а потому следует мониторить состояние резинотехнических шарниров. Определить, что пора купить сайлентблоки, можно по их внешнему виду. Если они покрыты микротрещинами или деформированы, необходима замена. Понять, что они имеют износ, не заглядывая под машину, можно по следующим признакам:
Ухудшилась управляемость автомобиля.
Появилась сильная вибрация в салоне во время движения машины.
Подвеска начала издавать посторонние звуки.
Тормозной путь автомобиля увеличился.
Ухудшилась курсовая устойчивость транспортного средства.
Управлять машиной стало тяжелее.
Ухудшилась реакция колес на поворот руля.
Не во всех вышеперечисленных случаях придется купить сайлентблоки, потому что многие признаки означают и другие проблемы с подвеской автомобиля. Окончательно убедиться в необходимости замены сайлентблоков можно только путем их визуального осмотра или посредством диагностики на специальном стенде в условиях автосервиса. Замену рекомендуется доверить мастерам СТО, так как неправильно установленные резинотехнические шарниры негативно повлияют на работу подвески автомобиля.