Вариатор, робот или АКПП: плюсы и минусы всех видов автоматов
Покупая новую или б/у машину, украинский автомобилист неизбежно сталкивается с вопросом выбора типа автоматической КПП. Сегодня их становится все больше, и АвтоПортал решил рассказать о всех видах автоматов.
В Европе углубляться в особенности конструкции автомобиля не принято – там больше обращают внимание на экономию топлива, которую дает та или иная КПП. В Украине же при выборе автоматических КПП первым делом задумываются о надежности и долговечности. В особенности это касается б/у авто.
В этом материале мы буквально на пальцах расскажем о конструктивных особенностях автоматических коробок передач и приведем плюсы и минусы разных АКП.
Гидротрансформаторная (классическая) АКП
Такой тип автоматической трансмиссии отнюдь не прост, а придумали его гораздо позже, чем вариатор и робот. Правда, адаптировать его к автомобилю удалось раньше всего. Прогресс двух других «тормозило» отсутствие надежного способа управления процессом передачи энергии, другими словами – несовершенство электроники.
Первые серийные образцы гидротрансформаторных трансмиссий появились в начале 40-х годов. Американцы впервые применили автоматические коробки передач Hydramatuc в автомобилях Oldsmobile. Первые АКП имели всего 3 передачи, а при огромном литраже американских моторов и очень дешевом топливе этих трех ступеней вполне хватало. Надо заметить, что одна передача была задней и трансмиссия, по сути, была двухступенчатой.
Но, низкое КПД устройства, неважная динамика разгона и прочие минусы заставили совершенствовать АКП и позже передач стало больше. Гидротрансформатор же остался в роли сцепления, плавно передавая крутящий момент от двигателя к трансмиссии. Такая схема классической АКП применяется и поныне, пройдя сложный путь эволюции и получив электронное управление процессами.
С основным минусом классических АКП – низким КПД, а, следовательно, и повышенным расходом топлива - тоже научились бороться. На современных машинах гидротрансформатор служит лишь для того, чтобы плавно трогаться, а дальше передача жестко блокируется электроникой, предотвращая ненужные потери энергии.
Помогает электроника и при переключениях. Современный автомат момент переключения выбирает точнее, учитывая загрузку автомобиля, стиль езды и даже рельеф местности (во многих АКП есть датчик уклона).
С развитием компьютерных технологий появилась возможность выбирать алгоритм работы АКП: экономичный, спортивный, ручной, зимний… В современных гидравлических АКП стало гораздо больше ступеней, а сами коробки стали меньше и легче. Классические АКП по-прежнему незаменимы на больших и мощных автомобилях. Но и малолитражных они тоже устанавливаются. Главным образом, на недорогих моделях, которые агрегатируют почти «древними» 4-ступенчатыми АКПП. Примерами служат новые Lada Granta и Nissan Almera.
Плюсы | Минусы |
|
|
Топ 5 популярных автомобилей с классической АКП: Honda Civic, Nissan Note, Toyota Camry, KIA Sportage, Mitsubishi Pajero Wagon
Вариатор
Удивительно, но этот тип трансмиссии, где передача крутящего момента передавалась от одного конуса другому через ремень, появилась еще в средние века. Ее использовали мельники. Регулировали перемещение ремня вручную, да и нагрузки на сам ремень были небольшими, а потому приспособить эту систему к автомобилю долгое время не удавалось.
Представить такую трансмиссию можно, если взять в качестве примера велосипед, у которого вместо набора звездочек стоят два конуса, а вместо цепи - ремень. Если с помощью той же электроники оперативно регулировать надежное перемещение ремня от конуса большого диаметра к конусу малого диаметра на одном конце передачи, то так же будет изменяться и передаточное усилие на другом конце, приводящем в движение колесо. Это и делает велосипедист, передвигая цепь с малой звездочки на большую.
Вариатор вначале отлично зарекомендовал себя на маломощных транспортных средствах (например, на скутерах). А вот мощные двигатели быстро изнашивали ремень вариатора. Со временем, ему на смену пришла стальная наборная лента, да и конусы уже давно не используются. Хотя сам принцип передачи крутящего момента остался прежним. А вот для старта с места в большинстве случаев используется гидротрансформатор (есть вариаторы с мокрым сцеплением и др.). Так что потери энергии, хоть и в меньшем количестве, чем у классических трансмиссий, у вариатора есть.
Современные вариаторы достаточно надежны и рассчитаны на весь срок службы автомобиля - так пишут в аннотациях. Правда, бывают случаи, когда выходит из строя блок управления – а эта «деталька» может стоить несколько десятков тысяч гривен. Правда, ее поломка – удел машин с вариаторами старой конструкции.
Плюсом вариатора считается отсутствие ступеней, а потому нет прерывания подачи мощности на ведущую ось на протяжении всей поездки. Многие относят к минусам вариатора то, что двигатель монотонно гудит во время движения на одних и тех же оборотах. Но и этот момент современная электроника сглаживает, плавно меняя характер гула мотора в процессе движения.
Вариатор гораздо экономичнее классической АКП, а отсутствие ступеней позволяет ему демонстрировать хорошую динамику. Проигрывает вариатор «классике» только во время старта, на первой десятке метров, но потом быстро отыгрывается, стоит ему выйти в зону рабочих оборотов.
Плюсы | Минусы |
|
|
Топ 5 популярных автомобилей с вариатором: Honda Jazz, Toyota Yaris, Subaru Impreza, Mitsubishi ASX, Nissan Teana
Роботизированная АКП
Робот появился как дешевая альтернатива АКП. Принцип работы у него такой же, как у обычной механики. Только выжимает сцепление и переключает передачи за водителя электронный помощник.
Следовательно, главная проблема таких АКП – большая нагрузка на узел сцепления. Далеко не все знают, что на светофорах нужно переводить селектор такой АКП в нейтраль, так сцепление прослужит дольше.
Другой нюанс этой трансмиссии – несогласованность действий робота с желаниями водителя. Например, вливаясь в поток, водитель хочет прибавить газу на той же второй передаче, на которой едет, а вместо плавного разгона получает кидок вперед (будто от замедления), а уж потом (спустя некоторое время) – резкий набор скорости. Так происходит потому что алгоритм работы роботизированной КПП идентичен «механике» - нельзя просто давить на педаль газа, ее нужно и отпускать для переключения. Второй метод борьбы с рваным разгоном - переход в ручной режим управления. Так что такая коробка передач требует привыкания и определенных навыков обращения с ней.
Кроме своей невысокой цены, такой «автомат» привлекает неплохой топливной экономичностью. Роботы популярны на небольших машинах, класса А; В, реже С.
Роботы весьма надежны, если не считать нюансы со сцеплением. Могут возникнуть неполадки с управляющей электроникой.
Плюсы | Минусы |
|
|
Топ 5 популярных автомобилей с роботизированной АКП: Peugeot 107, Fiat 500, Peugeot 208, Lancia Ypsilon, Citroen C4,
Преселективная АКП (с двойным сцеплением)
В отличие от примитивного первого варианта роботизированной трансмиссии, эта версия представляет собой не одну, а уже две роботизированных коробки, собранные в один блок. По этой причине они имеют два сцепления и два вторичных вала, каждый со своим набором шестерен. Первичных валов тоже два, но один проходит сквозь полый второй.
Эта начинка позволяет иметь включенными две передачи, но одно из сцеплений остается всегда «выжато». Получается, что при разгоне, для включения следующей передачи нужно всего лишь отсоединить одно сцепление и включить другое. Это происходит синхронно, всего за 0,1 с.
Такая АКП позволяет не только быстро разгоняться и на все сто использовать мощность мотора, она еще и экономит топливо, так как не «ленится» постоянно переключаться и имеет солидный набор передач (не меньше 6-ти). Да и разрыва потока мощности при переключениях почти не чувствуется.
Так что плюсов у этой трансмиссии много, а минус один – стоимость. Причем дорогими получаются как сама АКП, так и ее ремонт. А претензий к первым версиям было достаточно. Сейчас такие коробки стали намного надежнее, что, впрочем, во многом зависит от их производителя.
Но Porsche, Mercedes, Audi, Volkswagen – все используют этот тип АКП. А в ближайшем будущем, как пророчат эксперты, основными типами трансмиссии станут вариаторная и робот с двумя сцеплениями. Остальные, скорее всего, превратятся в экзотику и будут устанавливаться на каких-то специфических автомобилях.
Пока конструкция преселективной АКП еще недостаточно отработана и случаются неудачные версии, потому говорить о ее среднем ресурсе еще рано. Но последние версии таких трансмиссий запросто выхаживают более 200 тыс. км пробега и это далеко не предел.
Плюсы преселективной АКП:
Плюсы | Минусы | |
|
|
Топ 5 популярных автомобилей с преселективной АКП: Volkswagen Polo, Audi A3, Mercedes-Benz B-Class, Ford Mondeo, Volkswagen Passat
Резюме
Подводя итог, покупателю нового авто можно посоветовать:
- вариатор, если речь идет о машинах малого класса (А, В, С);
- робот с двумя сцеплениями для машин от С-класса и выше;
- классическую гидромеханику для внедорожников, регулярно выезжающих «месить грязь».
Ресурс любой АКП зависит от ее конструктивных особенностей, производителя и условий эксплуатации. Ведь загубить дорогую автоматическую коробку можно очень быстро, если игнорировать здравый смысл и рекомендации производителя.
В случае с рынком подержанных машин, автомат требует внимания и консультации специалиста, независимо от его конструкции. Как правильно эксплуатировать тот или иной автомат, а также какие есть методы продления их службы - читайте в нашем следующем материале.