На что обращать внимание при покупке б/у авто
Покупка авто – важное событие в жизни любого автолюбителя. И подходить к этому нужно со всей ответственностью.
Перед покупкой подержанного автомобиля перво-наперво следует максимально обезопасить себя от возможного мошенничества со стороны продавца. Ряд советов на эту тему вы можете прочитать в нашем материале «Осторожно - мошенники!». Дополним их.
Обязательно сразу же проверьте документы. Год выпуска, указанный в техническом паспорте, должен совпадать с идентификационным номером (как это проверить читайте в нашем материале «Как читать VIN-код автомобиля»). Идентификационный номер в основном расположен на передней левой стойке кузова и левой верхней части торпедо. Этот номер желательно сразу же переписать для того, чтобы еще до оформления купли-продажи проверить авто «на угон» через базу данных ГАИ (такую услугу предоставляют многие фирмы, занимающиеся оформлением сделок купли-продажи).
Кроме того, год выпуска можно найти на стеклах автомобиля и крепежных элементах ремней безопасности. Несовпадение года выпуска на этих элементах с годом, указанным на VIN-коде - повод задуматься: это может говорить о замене стекол и ремней в результате аварии.
Сверьте номер кузова и двигателя (под капотом и в салоне) с данными, указанными в техпаспорте.
Очень хорошо, если у хозяина авто сохранилась сервисная книжка - по ней можно определить периодичность обслуживания авто, а ее наличие говорит об отношении хозяина к автомобилю. Не лишним будет перезвонить сервисному предприятию, указанному в сервисной книжке, и уточнить судьбу авто.
Теперь обратим внимание на техническое состояние авто.
Лучшим вариантом, конечно, будет провести диагностику автомобиля на специализированной станции, но, тем не менее, первые выводы о состоянии автомобиля можно сделать и самостоятельно.
Кстати, ряд полезных советов по самостоятельной диагностике авто мы уже приводили в материале «Как самостоятельно определить поломки автомобиля».
Внешний осмотр автомобиля
Осмотр автомобиля нужно производить при хорошем освещении, при этом автомобиль должен быть вымыт: «гаражное» освещение и грязь могут скрыть многие недостатки.
Итак, для начала оцените лакокрасочное покрытие: обратите внимание на сколы и царапины, отличия в оттенке и структуре краски. Равномерность нанесения краски и наличие вмятин лучше всего видны при взгляде под острым углом.
Проведенные рихтовочные работы можно определить с помощью небольшого магнита: при рихтовке поврежденное место заравнивают шпаклевкой, а затем красят. На таких местах магнит держаться не будет (магнит нужно завернуть в платок или прикладывать через сложенную в несколько слоев обычную офисную бумагу). Наиболее внимательно стоит присмотреться к передним крыльям, середине дверей, оконным стойкам.
Если вы обнаружили на крыше неравномерность краски или «волны» - это зачастую говорит о серьезной аварии, нарушенной геометрии кузова, и лучше отказаться от такой покупки. Подобные же дефекты на дверях и крыльях - говорят о менее значительном ДТП.
То, что машина побывала в серьезной аварии и у нее нарушена геометрия, можно определить, изучая зазоры и стыки между кузовными деталями. Зазоры должны быть везде симметричны и одинаковы по всей длине. Особенно обратите внимание на стыки и зазоры у лобового стекла, передних крыльев, капота, дверей, багажника.
Осмотрите автомобиль на наличие коррозии. Обычно ржавчина возникает в первую очередь на подкрылках, колесных арках, порогах, под резиновыми уплотнителями, на стыках панелей.
Обязательно осмотрите штатное место установки фаркопа. Если есть следы его установки, или эта часть автомобиля обильно обработана антикором - двигатель (в результате езды с прицепом) может иметь значительный износ.
Обратите внимание на различные элементы тюнинга - пластиковые накладки, спойлеры, пороги, наклейки: под ними могут скрывать вмятины и ржавчину.
Посмотрите также, нет ли течи в амортизаторах, целы ли резиновые отбойники и пыльники.
Осмотрите покрышки - если они неравномерно изношены, то это может быть свидетельством нарушения геометрии подвески или кузова (или владелец авто просто давно не регулировал развал-схождение).
Салон
В салоне обратите внимание на прочность крепления и целостность обшивки и панелей, наличие ручек, кнопок и переключателей.
В водительском сиденье должны функционировать все регулировки, оно не должно болтаться.
Под ковриками должно быть сухо и, естественно, - никаких следов или запаха гнили.
Признаки «автомобиля-утопленника» подробно разбирались нами в материале «Как не купить автомобиль-«утопленник».
Снимите или приподнимите обшивку багажника - так, чтобы увидеть целостность лонжеронов, их цвет и следы покраски (ремонта), увидеть цвет и оттенок внутренней части крыльев.
Обратите также внимание на болты и петли дверей: при серьезном ДТП двери снимают и меняют или рихтуют.
Также при серьезном ДТП обычно срабатывают подушки безопасности. Стоимость оригинальных подушек довольно высока, и продавцы часто просто маскируют их отсутствие. Это можно заметить в том случае, если пластмассовая крышка подушки безопасности напротив пассажира закреплена не по всей длине шва, или торпедо обтянуто новой кожей.
Проверьте работу подрулевых переключателей: поворотники, свет, дворники, омыватели - все должно работать. Не лишним будет протестировать и работу кондиционера, печки, электростеклоподъемников и т.д.
Двигатель и подкапотное пространство
Двигатель не должен быть чисто вымыт, и блестеть металлом и пластмассой - это признак того, что хозяин авто пытается скрыть подтеки масла и технических жидкостей.
Наличие пыли - это естественно для двигателя, в остальном же и мотор и радиатор должны быть чисты - то есть без следов масла и прочих жидкостей.
На резиновых шлангах не должно быть трещин, они должны сохранять эластичность, а все соединения должны быть надежны.
Осмотрите также места крепления крыльев, фар, бампера, лонжероны. Сколотая краска, следы откручивания винтов, пропилы - могут говорить о проведенном кузовном ремонте.
Обратите внимание на масло: оно должно быть без посторонних вкраплений, внутри заливной горловины не должно быть пастообразного налета. Масло не должно быть слишком густым - густое масло заливают для того, чтобы временно скрыть высокую степень износа двигателя.
Проверить уровень охлаждающей жидкости и ее цвет - мутная жидкость свидетельствует о том, что в нее попало масло.
Запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу (подробно о звуках, сопровождающих поломки, - см. в нашем материале «Как самостоятельно определить поломки автомобиля»).
При включенном и прогретом двигателе вытащите масляный щуп - из горловины не должен идти заметный пар, и, тем более, не должно брызгать масло. То же касается и маслозаливной горловины: если открутить ее крышку при включенном двигателе - характер работы мотора меняться не должен.
Рулевое, подвеска, тормоза
Рулевое управление не должно иметь заметных люфтов. Стертые до гладкого и блестящего состояния педали, руль и рукоять КПП - свидетельство большого пробега.
На элементах подвески не должно быть следов масла или ржавчины, на пыльниках ШРУСов не должно быть трещин.
Если раскачать автомобиль - исправный амортизатор затушит колебания за 1-2 периода раскачки. Если сильно надавить на один из углов машины - исправный амортизатор должен медленно вернуть кузов в исходное положение (а резкое возвращение говорит о неисправности амортизатора).
В движении по прямой ровной поверхности отпустите руль - машину не должно «вести» в сторону. При разгоне и торможении автомобиль также не должно «уводить».
При резком торможении машина не должна «клевать носом» (это говорит о неисправности тормозов), само же торможение должно проходить плавно и без рывков.
При движении по неровному покрытию, не должны появляться посторонние звуки.
Итог
Для качественной диагностики автомобиля лучше всего обратиться на специализированную СТО или проводить осмотр совместно со «своим» специалистом, который сможет объективно оценить состояние авто.
Наличие дефектов, описанных выше, - повод для торга за автомобиль.
А о том, как оформить сделку купли-продажи и как стать на учет в МРЭО - читайте в нашем материале «Как зарегистрировать автомобиль».
Удачной покупки!