Как электроника и управление «мозгами» меняют характер автомобиля
Еще недавно выбор режима езды казался чем-то фантастическим и нереальным. Сегодня же всё больше современных авто позволяют прямо с водительского места выбирать «остроту» руля и отзывчивость двигателя. Eco, Sport, Normal – этими клавишами можно одним нажатием выбирать между экономичностью и динамичностью.
Недавно корреспондент АвтоПортал посетил европейский технический центр Nissan в Барселоне, где провел тест 600-сильного Nissan Juke-R 2.0 и увидел, как разрабатывают и Ниссаны. Но кроме того, наш журналист на личном опыте испытал чудеса «волшебной электроники».
Программа тестирования
Суть экспериментов заключалась в том, чтобы гости полигона оценили разницу в настройках управляющей электроники. По понятным причинам инженеры не раскрывали подробности, приговаривая, мол, а надо ли их знать вам лично и обывателям в целом? В принципе, они правы. Поэтому отмечу лишь, что на каждое упражнение был выделен отдельный автомобиль и свой инструктор с ноутбуком на коленях.
Всего за несколько минут он менял программу софта, тем самым корректируя поведение того или иного узла/агрегата автомобиля.
Отзывчивость рулевого управления
Первое упражнение – переставка на скорости 65 км/ч. Сначала – с «улучшенными» настройками рулевого управления, а после - со штатными. Почему не наоборот? Я тоже сразу же задал этот вопрос. Инструктор тотчас ответил, мол, если ты первым делом пройдешь «лосиный тест» с заводскими настройками руля, то не факт, что прочувствуешь разницу. Еще раз, обернувшись на него, с прищуренным взглядом, я сказал «ОК». Тот улыбнулся и промолвил: давай, двигай, потом всё поймешь.
Итак, разгон, 65 км/ч, резкая «переставка».
Я: И что?
Инструктор (открывая ноутбук): сейчас я верну заводские настройки, и проделаешь то же самое.
Сказано – сделано. Но, честно говоря, я так и не ощутил разницу, о чем и признался специалисту Ниссан. Тогда тот разрешил мне еще раз пройти тест, но уже на большей скорости – около 80 км/ч.
И вот после этого наконец-то я почувствовал, что так называемые «улучшенные» настройки действительно позволяют осуществлять резкий маневр с минимальным риском сбить фишки, а вот с заводскими – проблематичней быстро выровняться, да и реакции руля не столь агрессивны. Это если вкратце, поскольку я судил с точки зрения обывателя. А вот инструктор начал показывать график и объяснять разницу в усилиях на руле и его чувствительности, достигнутых лишь путем перепрограммирования, без «хирургического» вмешательства в железо.
Второе упражнение – прописывание дуги, выстроенной из конусов. На этом отрезке желтый Juke имел максимально «острые» настройки руля, а чтобы я почувствовал их – инструктор подсказывал, как и где нужно подрулить и вильнуть, дабы лучше ощутить отзывчивость и спортивность настроек.
К слову, сделать это предстояло на 80 км/ч. Учитывая узость «проема» и угол прохождения виража, в данном случае я больше думал, как бы ни опозориться после 70-летней немки, которая передо мной очень лихо прописала вираж, не сбив ни единого конуса. К счастью для себя и облегчению украинских коллег я тоже проделал это упражнение «перфектно», как сказал тест-пилот.
Как обладатель Nissan Juke, могу со всей уверенностью заявить, что я бы стал одним из первых, кто заплатил бы за такое «перепрограммирование». Но здесь важно внести ремарку – что хорошо на треке, то не всегда хорошо на дорогах общего пользования, и наоборот. Вот представьте, например, как на трассе при скорости 140 км/ч в экстренной ситуации вы вильнете рулем, который по-спортивному резко отреагирует на действия водителя. Какой итог? Думаю, кювет обеспечен. Собственно, поэтому инженеры и тест-пилоты подходят к настройкам «мозгов» автомобиля с особой осторожностью и взвешенностью. И поэтому существует такое понятие, как «настройки для среднестатистического водителя».
Помощь при старте
Сегодня многие современные машины и Ниссаны, в частности, предлагаются с системами помощи при старте в гору – на несколько секунд электроника зажимает тормоза, чтобы машина не скатилась вниз. Но в Барселоне показали еще одну полезную функцию. А именно – нечто вроде системы помощи начинающим водителям.
Необычная программа призвана облегчить троганье на автомобилях с механической КПП. В данном случае электроника отслеживает силу нажатия на педаль газа (и не только), исправляя неправильные и/или резкие действия водителя. Инструктор провоцировал нарочно бросать сцепление и не добавлять газ, но машина дивным образом стартовала, причем без резких рывков.
Если, конечно, совсем обнаглеть и, не добавив газа, бросить сцепление – может и заглохнуть. По словам разработчика, по этой причине они и называют такие программы «вспомогательными», а не основными. Но вообще идея и ее воплощение очень хороши. К тому же, как говорят в Ниссане, она позволяет увеличивать ресурс мотора, КПП и сцепления.
Последнее упражнение – езда со спорт-режимом двигателя. В данном случае всё и так понятно – со стандартными настройками мотор более вялый, а со спортивными – куда резвее, и полка оборотов иначе. Нечто похожее Ниссан предложил еще на старте продаж Juke. И его обладатели подтвердят, что характер агрегата меняется очень существенно, в зависимости от выбранного режима.
Вывод
Почти все автопроизводители и Nissan, в частности, активно работают над автоматизацией и «электрификацией» машин. Уже не за горами времена, когда беспилотные автомобили станут обыденным явлением. Чего уж там – автогиганты уже подписали соглашение, согласно которому через несколько лет автомобили будут по умолчанию иметь автоматическую систему экстренного торможения. А еще, я уверен, совсем скоро мы сможем настраивать свои автомобили по любым параметрам – почти, как темы на смартфоне…