Стоит ли покупать восстановленные запчасти?
Автомобиль это уже давно не роскошь, но обслуживание и ремонт все еще остается дорогим удовольствием. В поисках разумного компромисса цены и качества автовладельцы все чаще стали обращаться к реставрации запчастей.
Да, мы все слышали, что в западных странах это целая индустрия, что там существуют программы по переработке деталей на заводах самих автоконцернов (например, Фольксваген скупает через своих дилеров изношенные агрегаты). Но как же все обстоит в Украине? Так ли низки цены? На какие марки целесообразно восстанавливать запчасти? На сколько это надежно? И все ли детали подлежат реставрации?
Чтобы ответить на эти популярные вопросы, мы провели исследование рынка.
В самом деле, разница в цене объективно привязана к марке машины. Объяснение здесь довольно простое: маркетинговая политика производителя. К примеру, либеральные корейцы или демпингующие китайцы продают свои запчасти с минимальными наценками, поэтому здесь проще купить оригинал у дилера. Но когда вы узнаете цену тормозного суппорта от породистого Audi Q7 или, скажем, рычага подвески от престижного Lexus GX470, у вас возникнет желание разобраться в своих опциях. А ведь это фактически штампованные либо литые несложные цельнометаллические изделия. Но европейский (американский) рабочий неспроста получает свои 12 евро (долларов) в час. Поэтому сложные механизмы, такие как тормозные цилиндры, стартеры и генераторы, турбины и насосы ГУР английского, немецкого, американского и японского производства официальные представители продают по не самым доступным ценам. Итальянские и французские изделия здесь занимают промежуточную позицию. Что же касается агрегатов в сборе, таких как ДВС или АКПП, то за эти деньги вполне реально купить малолитражку на ходу.
Где экономят на восстановлении?
Так как запчастей для всех марок и моделей машин великое множество и собрать все данные по всем моделям не позволяет формат этой статьи, мы выборочно собрали цены по разным авто в сводную таблицу. Мы постарались охватить модели всех ценовых диапазонов от доступных Chevrolet Aveo до топового Porsche Cayenne, а также показать наиболее востребованные на рынке запчасти от всех систем автомобиля. Итак, сравним цены в 5 категориях: оригинальная запчасть, дешевый и дорогой заменители, б/у с разборки и восстановленное изделие.
• Красным цветом показано, где восстановление не целесообразно: отреставрированная деталь дороже надежного аналога.
• Зеленым цветом отмечено, где относительная разница в цене дает преимущество восстановленных деталей 75% и более.
Примечательно, что цена восстановленных деталей и механизмов практически всегда ниже цены качественных аналогов и редко превышает порог 50% стоимости нового оригинала. При этом опытные цеховики могут предложить рынку восстановленную запчасть (с эксплуатационными характеристиками новой и гарантией) по цене сравнимой с б\у запчастью.
Вывод напрашивается сам собой: можно за копейки купить на разборке изношенный узел вложить в него силы и средства и получить гарантированно работоспособную деталь дешевле брендового заменителя, а иногда даже дешевле ненадежного эрзаца (смотрите, например, на турбину или дроссельную заслонку). Такую стратегию все чаще используют автомастерские и СТО.
Следует обратить внимание, что для ряда запчастей двигателя (коленчатый и распределительный валы, КПП или редукторы в сборе) аналоги вообще не выпускаются. Здесь реставрация становится единственной альтернативой б/у с разборки.
С другой стороны, есть ряд недорогих деталей, восстановление которых не целесообразно: для стоек и рычагов даже качественный заменитель обойдется дешевле ремонта (в таблице указано красным цветом).
Чтобы разобраться, какие детали восстанавливать выгоднее всего, конечно нужно сравнивать запчасти для одной модели. Мы проиллюстрируем примером цен на детали на BMW X5, E53 3.0D (1999-2006)
Как видим, экономия на восстановленных запчастях составляет от 28 (подушка двигателя) до 82% (редуктор, ГТЦ). А весь BMW X5 (не считая кузовных элементов) можно укомплектовать за 4 113 долларов б/у запчастями, за 10 335 восстановленными и за 35 502 новыми. Как это достигается?
Побеседовав с сотрудниками фирм, специализирующихся на восстановлении, мы выяснили этот нехитрый секрет:
• Во-первых, наши автомеханики работают за гораздо меньшую зарплату, чем их коллеги из ЕС и США, при том что ни в чем не уступают им в квалификации.
• Во-вторых, экономия достигается за счет так называемого «щадящего» подхода - как правило, неподверженные износу корпусные детали остаются, а пары трения, подшипники и сальники, зубчатые передачи заменяются новыми деталями. Если выработка незначительна, оставляют «родную» деталь, снижая тем самым стоимость услуги. При этом используются оригинальные ремкоплекты, а реставрируемый механизм тщательно диагностируется и дефектируется.
• В-третьих, автосервисы, занимающиеся восстановлением, получают оптовые скидки при заказе ремкомплектов, таким образом понижая стоимость реставрации.
• В-четвертых, у местных ремонтных организаций появляется специализация и, как результат, потоковое производство (например, только рулевые рейки).
На сколько надежны реставрированные детали?
Это второй по популярности вопрос после вопроса о цене. В самом деле, гарантийные обязательства являются важным фактором при выборе метода ремонта. Очевидно, что восстановленные детали надежнее б/у с разборки – именно за это идет переплата. Гарантийные сроки на восстановление оказываются сравнимы с гарантией на аналоги. Как правило это от 3 (тормозные суппорты и диски, стартеры и генераторы, рулевую рейку) или 6 (рычаги, детали трансмиссии, ТНВД, турбины) месяцев и до 12 месяцев на сложные узлы, вроде двигателя или его составных частей. Часто предлагается гарантия по договоренности.
Как и везде, здесь все зависит от исполнителя работ, квалификации его сотрудников, качества комплектующих и оборудования. Мы советуем обращаться только к специалистам с проверенной репутацией.
Иваненко Андрей