Алла Сидорович: Честная заправка дорогого стоит
Для украинских автомобилистов топливный рынок, словно минное поле: один неверный шаг – и в мотор попадает суррогат, а машину приходится отправлять в автосервис
Как найти среди этого множества честную заправку и почему потребители и ответственные АЗС-сети должны стать союзниками в борьбе с "бодягой" рассказывает директор Центра топливных исследований TFC Алла Сидорович. Она около 40 лет проработала в области контроля качества нефтепродуктов и считается одним из самых авторитетных специалистов в стране в этой сфере.
- Почему в Украине до сих пор не удалось наладить эффективную систему качества нефтепродуктов?
- Понимаете, контроль качества – дорогое удовольствие. Наш центр ежегодно тратит только на закупку оборудования и поддержку его в рабочем состоянии до 10 млн. грн. Это позволяет нам регулярно (не менее чем раз в месяц) контролировать качество топлива на 400 АЗС сети "ОККО" - нашего главного клиента, а также выполнять заказы других юридических и физических лиц. Но по Украине в целом работает более 6000 заправок. Соответственно, чтобы уследить за всеми, средств нужно минимум в 15 раз больше, чем бюджет TFC, т.е. примерно 150 млн. грн. И это не учитывая зарплат сотрудникам, постоянных производственных затрат и др.
Сегодня полным набором аппаратуры для анализа качества бензинов и ДТ владеет только несколько крупных АЗС-сетей и инспекционные компании, а также отдельные НПЗ. Но все это находится в частных руках. У государства же должна быть своя база. И в нее нужно инвестировать. Возможно, стоило бы выделить на это часть средств, собираемых с трейдеров в виде акцизов. Сегодня налоговая составляющая в цене топлива превышает более 40%. Если хотя бы 1% из этих сборов реинвестировать в контроль за качеством – мы бы очень скоро увидели отдачу.
Пока же ситуация с каждым годом становится хуже. Раньше в наши лаборатории регулярно обращались региональные органы инспекции по защите прав потребителей, чтобы мы проверяли отобранные ими пробы. В прошлом году не обратился никто – им не выделили денег. В то же время, по нашим наблюдениям, доля "бодяги" на украинском топливном рынке с каждым годом растет. Некоторые эксперты уже называют цифру в 30-40%. И для экономики страны, и для потребителей это очень серьезная угроза.
- С ней хоть как-то можно бороться?
- Нужно объединять усилия. Власть, граждане, честные АЗС-сети должны прийти к некой общей платформе. Суть ее в том, что одни не лоббируют интересы нечистых на руку торговцев топливом, вторые - не заправляются у сомнительных брендов, третьи – гарантируют постоянный контроль на своих заправках.
- Вы верите, что такое возможно?
- Ведь европейские страны пришли к этому, хотя во многих из них (например, в Италии, Польше, Турции) в свое время тоже были серьезные проблемы с качеством топлива. Рынок без "бодяги" - это выгодно всем. Для государства борьба с контрафактом – это дополнительные поступления в бюджет. Для водителей - это существенная экономия. Заплатив сегодня за поддельное топливо, условно говоря, на 100 гривен меньше, чем за качественный продукт, завтра он может потратить 1000 гривен и даже больше за ремонт топливной системы. И не только в деньгах дело. При сгорании "бодяги" в двигателе, образуется значительное количество вредных веществ, которыми дышит и сам водитель, и окружающие. Но и для АЗС-сетей, которые не живут сиюминутной выгодой, честная работа принесет свои дивиденды - не мгновенно, но в долгосрочной перспективе. На качестве топлива строится репутация бренда, и чем она выше, тем больше доверия к сети со стороны клиентов, а это в конечном итоге дополнительная капитализация бизнеса. Возьмите, к примеру, сеть АЗК "ОККО", которая прямо и открыто говорит о своей честности (Честная заправка "ОККО" – прим.ред.) во всех контекстах – будь то качества топлива, точность налива или уплата налогов, которых, к слову, компания только в 2015 году заплатила в бюджет страны более 6 млрд. грн.
- Но как обычному человеку знать, насколько честной является заправка, насколько тщательно она следит за качеством своего топлива?
- Первым делом, я бы посоветовала поинтересоваться количеством аккредитованных лабораторий (стационарных, мобильных), которые обслуживают сеть. Как правило, эти данные есть на сайтах компаний. Если нет, это уже повод задуматься. Наш центр, например, тесно сотрудничает с вышеупомянутой сетью "ОККО". Так вот в процессе контроля задействованы 16 лабораторий. Их мощности позволяют обеспечивать трехуровневый контроль в цепочке перемещения топлива – на входе нефтебазы, при выходе из нее и непосредственно на АЗК. При этом важный момент – в самой компании не знают, на какую заправку приедут завтра наши контролеры. Если бы в подобном алгоритме действовали все операторы, проблема качества в стране не стояла бы так остро.
- Клиент заправки может ознакомиться с документальными результатами ваших проверок? И что делать, если он в них сомневается?
- Каждую заправку "ОККО" мы проверяем 1-2 раза в месяц и по итогам проверки выписываем паспорта качества, которые обязательно хранятся в открытом доступе в уголке потребителя. Но если водитель все же усомнился в качестве топлива, он может обратиться в специализированную лабораторию – государственную либо частную. Главное, чтобы она была сертифицирована.
- Какое количество топлива нужно для проверки?
- Одна проба – это один литр. Но мы всегда просим предоставлять в два раза больше топлива, так как одну пробу в качестве арбитражной оставляем у себя на случай спорных моментов. При передаче топлива руководитель лаборатории узнает, с какими проблемами столкнулся автовладелец, а затем дает рекомендации по виду проверки. Ведь зачастую топливо не нужно проверять абсолютно по всем параметрам, регламентируемым ДСТУ. Иногда достаточно делать это по одной или двум характеристикам. Но в целом мы можем дать заключения по нескольким десяткам различных параметров.
- Часто у водителей возникают вопросы не к качеству топлива, а к точности налива на той или иной заправке. Что посоветуете делать в таком случае?
- Я надеюсь, что миф о "волшебной кнопке" оператора заправки, с помощью которой он может регулировать подачу топлива на колонке, уже себя изжил. При нынешнем уровне автоматизации процессов, электронного учета данных и видеонаблюдения любое вмешательство в работу ТРК невозможно. Тем более, что все колонки опломбированы. Но если у вас есть желание и интерес, вы имеете полное право обратиться к персоналу АЗС, чтобы он заправил вас через эталонный мерник. Такие мерники должны иметься на всех заправках. Они проверены и опечатаны органами Госстандарта. На них вообще нет никаких "кнопок", так что места для сомнений не остается.
Источник: Комсомольская правда в Украине