В честь Дня инвалидов: какие инвалидки выпускали в СССР
3 декабря 2013 в 12:11
6034 просмотра
Этот день отмечается с 1992 года, и утвержден Генеральной Ассамблей ООН. Сегодня мы вспомним о транспорте для инвалидов, выпускавшемся в СССР
Первым транспортом для инвалидов, серийно выпускавшемся в СССР, считается трицикл «Киевлянин». Он имел привод лишь на одно из задних колес, и управлялся при помощи длинного рычага, прикрепленного к вилке вместо традиционного руля.
Двигатель «Киевлянина» имел рабочий объем всего 98 кубических сантиметров и при 4000 оборотах в минуту развивал мощность в 2.3 силы. Этой мощности хватало лишь на то, чтобы передвигаться по твердому и ровному покрытию на небольшие расстояния.
Следующей попыткой «осчастливить» инвалидов стал трехколесный С-1л, выпускавшийся на Серпуховском мотоциклетном заводе с 1952 года. Эта мотоколяска уже защищала от непогоды, хотя крыша еще была брезентовой.
4-сильного моторчика объемом 125 куб. см от мотоцикла «Москва» едва хватало для того, чтобы приводить в движение эту конструкцию массой 275 кг. Максимальная скорость - 30 км/ч. В 1956 году двигатель заменили на более мощный – от мотоцикла Иж-56, развивавший 7,5 л.с. Это позволило увеличить скорость до 55 км/ч.
В 1958 году в Горьком попытались сделать полноценный автомобиль для инвалидов, представив экспериментальный ГАЗ-18. Здесь уже был использован мотор наподобие автомобильного, представлявший собой «половинку» мотора «Москвич-402».
Но самое интересное в конструкции ГАЗ-18 – автоматическая КПП с гидротрансформатором. Точно такая же, как на представительском ЗИМе и на первых 21-х «Волгах». Размеры дверных проемов и внутреннего пространства цельнометаллического кузова, а также регулируемое сиденье обеспечивали удобную посадку.
Тем не менее, партия и правительство посчитали, что предоставлять такое транспортное средство для тех, кто потерял ноги при защите родины, будет слишком обременительным для народного хозяйства, и в серию ГАЗ-18 не запустили.
Зато в Серпухове продолжили модернизацию не очень удачной конструкции С-1л и вскоре запустили в серию С3А (эс-три-а). Именно эту машину использовал в своем фильме «Операция Ы» Леонид Гайдай. Особенно эффектна сцена, где Моргунов легко разворачивает этот автомобильчик руками вокруг своей оси.
На этой мотоколяске был установлен двигатель от мотоцикла Иж-Планета. При диаметре цилиндра в 72 миллиметра и ходе поршня в 85 его рабочий объем составлял 346 куб. см., а мощность 10 лошадиных сил.
В 1970 году появилась новая мотоколяска С3Д, и всех инвалидов стали пересаживать на нее. Кузов С3Д был рубленно-угловатым и совершенно не радовал глаз. Правда, большая площадь остекления повысила обзорность. Несмотря на повысившуюся до 18 л.с. мощность старого ижевского мотора, максимальная скорость увеличилась ненамного – до 70 км/ч.
Отдельная история — это выпуск автомобилей с ручным управлением на Запорожском автозаводе. Первый авто ЗАЗ-965, который прозвали в народе «горбатым», сошел с конвейера в 1961 году.
Автомобили и мотоколяски выделялись инвалидам через органы соцзащиты с частичной или полной оплатой их стоимости. В 2013 году АвтоЗАЗ выиграл тендер на поставку 678 автомобилей для инвалидов, а общая сумма заказа составляет 44,2 миллиона гривен. Инвалидам предлагают модель ZAZ Sens, стоимость которой колеблется от 57 до 70 тысяч гривен в зависимости от комплектации.
АвтоПортал