11 февраля 2014 в 10:58

11982 просмотра

Мы уже писали об установке газоразрядных ламп в качестве замены оригинальных галогенных. Стоит ли игра свеч, и в чем недостатки ксенона - расскажет эта статья

В предыдущей статье "Что будет если… ксенон поставить в обычные фары?"  мы подробно рассказывали о ксеноновых лампах. В этом материале мы подробнее остановимся на том, как они работают в непредусмотренных для этого фарах.

Еще раз отметим, что такие производители газоразрядных ламп, как Philips и Osram никогда не производили их с цоколем, аналогичным галогенным. Их конек - поставка систем освещения на конвейер. То, что нам предлагается на рынках и в магазинах, не более чем результат деятельности корейских и китайских производителей. 

На этой фотографии видно, как неправильно строится световой пучок от нештатного "ксенона".

 
Производство они наладили довольно быстро, договорившись с именитыми производителями о поставке "полуфабрикатов". То есть, непосредственно самой колбы со встроенным электродом и газом. Приделать к ней цоколь необходимого формата уже дело техники. Модули поджига ламп они изготавливают уже самостоятельно, но по более простым схемам и базе. Результат не заставил ждать. Вместо дорогущих фирменных устройств (от 1000$) на рынке появились лампы по цене от 150 до 300 $. И вот тогда началось: все кому не жаль было пожертвовать такую сумму, начали устанавливать на свои автомобили новомодный свет. При этом мало кто даже задумывался о безопасности передвижения. А стоило бы, ведь не все так замечательно, как нам об этом рассказывают доморощенные установщики ксенона. 

Владельцы автомобилей с "колхозным" ксеноном (так его называют в быту) утверждают, что все слухи об опасности такого света безосновательны и раздуваются завистниками. Но тем не менее они не правы, причем доказать это несложно.

Для этого достаточно подъехать к специальному экрану для регулировки фар и проверить эффективность освещения

Варианты светового пучка, допустимые Правилами ЕЭК ООН (отмечены желтым и голубым)

Схема расположения контрольных точек и зон на экране, размещенном на расстоянии 25 метров от фары. При сертификации фары на соответствие ДСТУ и Правилам ЕЭК ООН в нее вставляют так называемую «эталонную» лампу с минимальными отклонениями параметров. В серийных фарах допускается 20-процентное отклонение освещенности от нормы.

 
Как видно по схеме, ближний свет фары имеет четко выраженные границы освещенности. Это необходимо для того, чтобы не слепить водителя встречной машины.

Любая фара изготовлена с учетом особенностей и свойств применяемой в ней лампы. Соответственно, если в нее устанавливается другая, световой пучок может поменяться. Наши коллеги из российского издания "Авто Ревю" проводили ряд исследований на специальном оборудовании. Их выводы однозначны: применение неродных ламп приводят к негативным результатам.

На нижеприведенных схемах освещения экрана хорошо видно, как работают разные типы фар .

Для эксперимента они исследовали фары автомобиля Ford Focus.

Сравнивались:

- стандартная фара с «галогенной» лампой

- заводская с «ксеноном»

- стандартная «галогенная» с установленным в нее «ксеноном»

Стандартная фара с «галогенной» лампой дала правильный рисунок света с границей светлой и темной областей. В глаза встречного водителя попадает минимальное количество света.

Стандартная фара с ксеноном (заводская комплектация) дает практически такой же рисунок, но интенсивность освещения светлой зоны выше. Граница тесной и светлой областей больше выражена.

Стандартная фара, предназначенная под «галогенную» лампу с установкой «ксенона», выдала удручающий результат. Нештатная лампа интенсивно ослепляет встречного водителя.

 

Еще более удручающий результат показали фары от ВАЗ 2105.

Стандартная лампа со штатной лампой дает образцовый рисунок. Но...


... с «биксеноновой» фарой ВАЗ светит во все стороны, в том числе и в глаза водителю встречной машины. При этом общий  уровень освещения ненамного выше, чем у «галогенки».

Более-менее вменяемый результат наши коллеги получили лишь с прожекторной фарой от ВАЗ 2110. Рисунок освещения экрана практически соответствовал стандартам. Незначительные пересветы хоть и наблюдались, но превышали норму незначительно, не в два-три раза, как в фарах рефлекторного типа. Связано это с конструктивными особенностями построения светового пучка. Граница затемнения отсекается специальным экраном перед линзой. При этом особого преимущества ксенона перед галогеном отмечено не было, ну разве что лучше освещается пространство правее от обочины.

Стандартная прожекторная фара ВАЗ 2110

Стандартная прожекторная фара ВАЗ 2110 с установленным «ксеноном».

 
Вывод можно сделать однозначный: ставить "колхозный" ксенон в фары рефлекторного типа нежелательно, и кроме того опасно для встречных водителей. Следовательно - и для себя! Они хоть и ярче, но освещают при этом больше небо, чем дорогу. Линзованные фары показывают лучший результат, но требуют правильной профессиональной настройки.

На собственном опыте

Как показала практика эксплуатации различных автомобилей (тест-драйвы АвтоПортала) с заводским ксеноном, у него тоже есть ряд недостатков. И вот почему...

Цветовая температура газоразрядных ламп выше, чем у «галогенных» (4300-6800 К против 3000 К), из-за чего ухудшается их эффективность в пасмурную, туманную и дождливую погоду. Наверняка вы замечали, что в тумане главное не мощность светового потока, а его цветовая температура. Чем она ниже (читай – более желтый оттенок), тем лучше фары "пробивают" туман. Если машина эксплуатируется в регионах, где туман и дождь не редкость, рекомендуется использование специальных желтых светофильтров и/или специальных противотуманных фар.

Еще одним обязательным условием эксплуатации ксеноновых фар является их содержание в чистоте и наличие стеклоомывателя фар. Дело в том, что чем выше интенсивность свечения, тем выше рассеивание света. Если фара покрыта грязью или даже просто налетом, она превращается в светящийся экран. Поэтому советуем владельцам машин с газоразрядными фарами не жалеть денег на "омывайку". 

АвтоПортал