26 июля 2018 в 17:00

На правах рекламы,  АвтоПортал

1319 просмотров

Анализируем программы лояльности украинских АЗС.

У всех крупных АЗС-сетей Украины сегодня действуют собственные программы лояльности. В напряженной борьбе за клиентов они постоянно придумывают новые акции, бонусы и привилегии. Разобраться простому автомобилисту в этой глыбе информации порой непросто. Мы решили ему помочь и проанализировали 9 программ лояльности крупнейших автозаправочных сетей по всем ключевым параметрам. За каждый из параметров наши эксперты выставляли баллы. Общая сумма баллов и определила уровень выгодности. Лучшей по совокупному показателю оказалась программа Fishka от ОККО, меньше всех баллов набрала Shell Smart. Для удобства восприятия все результаты сведены в табличку по рейтинговому принципу. А под табличкой – более подробно пройдемся по всем пунктам, кому и за что присуждались соответствующие баллы.  

Таблица 1. Рейтинг программ лояльности крупнейших АЗС-сетей Украины

Присоединение к программе

Тут главный критерий оценки заключается в том, насколько легко и просто новый человек может стать участником программы лояльности и получить топливную карточку. Способов фактически – два. «Дедовский» – заехать на АЗС и получить карту из рук в руки. И более технологичный – заполнить анкету программы на сайте компании или в мобильном приложении и пользоваться виртуальной картой, без необходимости носить “пластик” в кошельке. Такую возможность предоставляют, например, сети АЗС ОККО (Fishka) и WOG (Pride). Кроме того, у последних можно присоединиться к программе Pride и просто, позвонив на «горячую» линию. 

Другой важный момент. Большинство компаний выдают карту без каких-либо дополнительных условий, но есть и такие, что все еще требуют от клиента совершить предварительно определенную покупку. За это им снимали баллы. Клиентоориентированные компании поступают наоборот. В частности, ОККО и WOG дают новоприсоединившимся участникам своих программ по 2 грн скидки на литр топлива.  

Накопление баллов

За нефтепродукты

Большинство систем лояльности подразумевают начисление баллов на личный счет в количестве, прямо пропорциональном сумме покупки. Чаще всего это составляет 1% от чека для обычного топлива и 2% - для топлива премиум, в отдельных случаях до 3%. Тут принципиальной разницы между большинством сетей нет. Получить скидку покрупнее клиент может уже за счет дополнительных бонусов. И в этом каждый бренд проявляет индивидуальную  изобретательность.     

К примеру, у «БРСМ-Нафты» начисляется дополнительная скидка за заправку «до полного бака» или посещение АЗС в выходные дни. У КЛО скидка на бензин может возрастать благодаря покупке в кафе и магазинах кофе или других продуктов питания. Glusco предлагает топливо на 1 гривну дешевле, если вы заправите машину сами. WOG и ОККО дают дополнительную скидку за пользование сервисами быстрой заправки на колонке (WOG Pay и OKKO Pay соответственно).

Но особого внимания заслуживает практика персональных предложений, построенная на системе анализа поведения клиентов. Такие предложения есть опять же только у ОККО и WOG. Поэтому они и заработали самые высокие баллы по данному критерию. С учетом персональных скидок экономия для водителя может составить до 4 гривен на литре, что делает заправку выгоднее, чем у дешевых АЗС-сетях.      

За магазины, кафе и т. п.

Самые высокие бонусы за покупку товаров в магазинах (до 7%) и еды в кафе/ресторанах (до 10%) дает сеть КЛО. У БРСМ и Shell подобная опция практически отсутствует, у WOG размер скидки минимален – 1%, у ОККО больше бонусов можно получить за отдельные виды покупок  (2% - в магазинах, 3% - в ресторанах, 4% - за товары private label).  

Но чтобы картина была полнее и объективнее, наши эксперты учитывали еще один фактор – функциональность сетевых карт. В нашей таблице выше это строчка «Дополнительные возможности». Ведь одно дело, когда ты можешь получить свои бонусы исключительно на заправках одной единственной сети. Совсем другое – когда баллы «капают» тебе на счет практически при любой покупке. Такое пока возможно только с картой Fishka от ОККО. Благодаря ее мультибрендовости балы накапливаются не только на заправке, но и в торговых точках других партнеров программы -  супермаркетах «Фуршет», магазинах цифровой техники “Алло”, косметики - Prostor, детских товаров – «Будинок Iграшок», мобильной сети lifecell, автосервисных центрах, банках, страховых компаниях. С сервисом Fishka Online – можно собирать баллы и в более чем 70 популярных онлайн-магазинах и сервисах. К примеру, бронируя жилье на booking.com, 3% от суммы заказа возвращается вам на карту Fishka.  

Использование баллов

Почти все компании-участники нашего исследования обменивают баллы на скидку по формуле: 1 балл – 1 копейка. Отличия возникают при вопросе «Где и на что можно списать баллы?». У большинства АЗС-сетей баллами можно рассчитаться и за топливо, и за покупки в магазинах, ресторанах, кафе. Тем не менее, не у всех. Сети Socar и Amic, например, позволяют тратить накопления исключительно на товары из магазинов. Бонусы, которые удалось скопить на карте БРСМ Plus, автоматически переводятся для увеличения скидки на топливо, но не подходят для расчета в магазинах. Такие ограничения обернулись для упомянутых сетей потерей баллов в нашем рейтинге.  

Также некоторые сети (Shell, «Параллель», ОККО) предлагают клиентам обменять накопленные баллы на товары из каталога вознаграждений программы лояльности. Это может быть что угодно. Например, аккумулятор холода, буксировочный трос или термочашка у «Параллели». Или набор электроинструментов, подписка на онпайн-кинотеатр у Shell. Часто в таких каталогах встречаются оригинальные предложения, которых не найдешь в свободной продаже, и по очень хорошей цене. Так что участникам программ рекомендуется следить за новинками.  

Но опять же при использовании баллов в самом выгодном положении оказываются держатели карточек Fishka. Ведь свои баллы они могут потратить у кого угодно из партнеров данной программы. А это более 1 500 точек по всей Украине. Подобную функцию развивает и программа ДякуYOU сети КЛО. Но у нее список партнеров намного скромнее.  

Акции и предложения  

Каждая сеть АЗС пытается как-то по-особенному привлечь клиентов, зазывая участников программ лояльности принять участие в различных акциях и спецпредложениях. Так, БРСМ предлагает своим клиентам получить бесплатную диагностику газобаллонного оборудования, или выиграть на уикенд себе в пользование новый кроссовер. Кроссоверы вообще в тренде. Недавно их разыгрывала среди своих клиентов и сеть «Параллель». WOG также регулярно устраивает акции, в которых можно было выиграть от билетов на спортивные события до квартиры в Киеве. Amic предоставляет отдельные скидки на топливо участникам боевых действий, дарит сладости при покупке кофе. KLO мотивирует покупку страховки бесплатным топливом в размере 5 литров и дарит билеты на футбол с участием «Динамо» Киев.  

Но оценив размеры предоставленных клиентам благ и подарков, высший балл в этой номинации был присуждён ОККО. В прошлом сезоне она разыграла среди своих клиентов целых 15 стильных хетчбеков Volvo, а в мае текущего года запустила новую громкую акцию – «Лимон» гривен на идею”.  

Мобильное приложение  

Сегодня мобильное приложение программы лояльности – это уже не просто модная фишка, а жизненная необходимость. Пройдет еще несколько лет, и мы все позабудем о пластиковых картах, которые нам заменит смартфон. Пока же дальше всего в функциональности своих аппликаций продвинулись WOG Pride и Fishka ОККО, которые с помощью дополнительных скидок стимулируют своих клиентом пользоваться мобильным приложением. В целом у них достаточно схожий набор полезных сервисов: возможность зарегистрироваться в системе и получить виртуальную карту, следить за балансом баллов, получать информацию по новым акциям, просматривать текущий баланс и т.д. Но есть и некоторые отличия. Мобильное приложение WOG позволяет покупать топливо и кофе на литровый и кофейный кошельки, чего нет у ОККО. Зато у Fishka имеется отдельный раздел с каталогом вознаграждений для заказа товаров и услуг за накопленные баллы, раздел Fishka Online с более чем 70 интернет-магазинами и выгодными предложениями у них, карта точек партнеров программы.  

Также благодаря мобильным приложениям в прошлом году OKKO и WOG запустили сервисы, позволяющие оплачивать топливо и заправлять автомобиль непосредственно у колонки. Если WOG Pay работает по системе определения геолокации, то OKKO Pay -  через сканирование QR-кода на колонке. Сейчас компании работают над тем, чтобы с помощью этих же сервисов клиенты могли приобретать не только топливо, но и другие товары. Более того, в сети ОККО  клиенты, которые спешат, могут приобрести кофе или омыватель даже не обращаясь в кассу, а сразу после заправки через ОККО Рау или считав QR-код на кофемашине.  

Резюме  

Подводя итоги и подбивая баллы, можно отметить, что на данный момент по совокупности всех факторов наиболее выгодной для водителя является карточка Fishka от сети ОККО. Во-первых, это самый мультифункциональный инструмент из всех существующих аналогов. Спектр ее применения гораздо шире, чем у конкурентов. Во-вторых, благодаря предоставляемым по карте Fishka скидкам покупать топливо на ОККО даже экономически выгоднее, чем у операторов, изначально предлагающих цену ниже, но предоставляющих при этом минимум бонусов или даже вообще никаких. В-третьих, сеть ОККО – оператор программы – постоянно удивляет клиентов самыми щедрыми и эмоциональными акциями. Главным соперником Fishka на данном поле является программа WOG Pride. Отдельные неплохие результаты демонстрируют GLUSCO CLUB и «КартБланш» от «Параллели». Остальным еще надо поработать. Но потребитель от этого только выиграет.