8 августа 2025 в 17:49

Анна Ткач

404 просмотра

Многие автовладельцы слышали о таком элементе, как дроссельная заслонка, но не все знают, что это и какую роль она играет. Разберём простыми словами, что такое дроссельная заслонка в автомобиле, для чего она нужна и как работает.

Многие автовладельцы слышали о таком элементе, как дроссельная заслонка, но не все знают, что это и какую роль она играет. Разберём простыми словами, что такое дроссельная заслонка в автомобиле, для чего она нужна и как работает.

Что такое дроссельная заслонка

Дроссельная заслонка - это устройство в системе впуска двигателя, которое регулирует количество воздуха, поступающего в цилиндры. Проще говоря, она работает как «дверца» между воздушным фильтром и впускным коллектором. От того, насколько она открыта, зависит объём воздушно-топливной смеси, а значит - и мощность двигателя. Когда водитель нажимает на педаль газа, заслонка открывается, впуская больше воздуха. Электронный блок управления (ЭБУ) подаёт соответствующее количество топлива, и обороты двигателя увеличиваются. При отпускании педали заслонка закрывается, уменьшая подачу воздуха.

Где находится дроссельная заслонка в машине

В большинстве автомобилей дроссельная заслонка находится сразу за воздушным фильтром, на впускном коллекторе. Найти её можно, проследив по воздуховоду от фильтра - в месте соединения с коллектором и будет корпус заслонки. В автомобиле с инжекторной системой дроссель часто оснащён датчиками положения (ДПДЗ) и датчиком массового расхода воздуха (ДМРВ или МАР-сенсором), которые помогают ЭБУ точно регулировать смесь.

Устройство дроссельной заслонки

Конструктивно дроссельная заслонка состоит из:
  • корпуса (обычно алюминиевого);
  • круглой поворотной пластины (сама заслонка);
  • оси, на которой пластина вращается;
  • привода (механического тросового или электронного);
  • датчиков (положения и холостого хода).
В старых машинах заслонка управляется тросиком от педали газа. В современных моделях применяется электронная система (E-Gas), где педаль соединена с ЭБУ, а открытие заслонки регулирует электромотор.

Для чего нужна дроссельная заслонка в автомобиле

Основная функция - регулировать подачу воздуха в цилиндры. Но помимо этого, дроссельная заслонка выполняет и другие задачи:
  1. Обеспечивает устойчивую работу двигателя на холостом ходу.
  2. Участвует в системах контроля токсичности.
  3. Регулирует реакцию двигателя на нажатие педали газа.
  4. Позволяет экономить топливо при плавном движении.

Признаки неисправности дроссельной заслонки

Если дроссельная заслонка загрязнилась или вышла из строя, могут появиться такие симптомы:
  • плавающие обороты на холостом ходу;
  • задержка реакции на газ;
  • провалы при разгоне;
  • повышенный расход топлива;
  • загорается «Check Engine».
Частая причина - отложения нагара на пластине и в канале, что мешает нормальному открытию и закрытию.

Как ухаживать за дроссельной заслонкой

Чтобы продлить срок службы, рекомендуется:
  1. Периодически чистить заслонку от нагара (каждые 30-50 тыс. км).
  2. Использовать качественное топливо и исправный воздушный фильтр.
  3. Не допускать подсоса лишнего воздуха через негерметичные патрубки.
Чистка выполняется специальным очистителем, аккуратно протирая пластину и корпус. В электронных заслонках после чистки может потребоваться адаптация через диагностический сканер.
Теперь вы знаете, что такое дроссельная заслонка и что это за деталь в автомобиле. Это ключевой элемент впускной системы, который напрямую влияет на мощность, расход топлива и стабильность работы двигателя. Вовремя проводя чистку и обслуживание, можно избежать множества проблем и продлить жизнь мотора.