Как подготовить авто к дальней поездке
Путешествие на собственной машине приносит намного больше эмоций и впечатлений, чем путешествие каким-либо другим видом транспорта. А для того, чтобы эти эмоции и впечатления не омрачать техническими неурядицами, автомобиль нужно грамотно подготовить к дороге.
Даже новый и технически исправный автомобиль требует к себе бережного отношения. Это - залог его надежной работы, и, соответственно, - приятной поездки. В материале мы рассмотрим работы, которые стоит провести перед выездом в автопробег.
1. Вымойте машину
Машину желательно мыть своими руками - это поможет оценить состояние лакокрасочного покрытия на наличие трещин, царапин, сколов. При этом осмотрите автомобиль на наличие утечек рабочих жидкостей - утечки указывают на присутствие поломки и необходимость ремонта.
2. Проведите общий осмотр автомобиля
Проверьте, исправны ли электроприборы, датчики. Проверьте аккумуляторную батарею (если клеммы грязные - их необходимо очистить). Старые свечи зажигания лучше заменить. Проверьте состояние фар ближнего и дальнего света.
3. Проверьте уровень рабочих жидкостей и масла
Уровень тормозной жидкости, антифриза, ГУР, воды в бачке стеклоомывателя, а также уровень моторного масла, масла КПП - должны соответствовать норме (при необходимости - нужно долить).
Тормозная жидкость и антифриз - агрессивные химические соединения. Они способны повредить окрашенные поверхности автомобиля, а при попадании в глаза - спровоцировать химический ожог.
Если возникла необходимость в доливке жидкости ГУР - проверьте утечки в системе.
Если до плановой замены масла осталась 1-2 тысячи километров, замену лучше провести до отъезда (т.к. во время автопробега двигатель, вероятнее всего, будет эксплуатироваться с повышенными нагрузками).
4. Продиагностируйте автомобиль на СТО
На СТО, как минимум, нужно проверить подвеску автомобиля, а лучше - провести полную диагностику.
На киевских станциях диагностики эта процедура обойдется, ориентировочно, в следующую сумму:
- проверка тормозов - от 100 грн.
- диагностика амортизаторов и подвески - от 200 грн.
- проверка рулевого управления - от 100 грн.
- чтение ошибок двигателя - 80 грн.
Итого - около 500 грн.
Сразу же проверьте колеса и отрегулируйте "развал-схождение" - см. следующие пункт 5 и пункт 6.
Если до планового ТО осталось 1-2 тысячи километров - пройдите ТО.
5. Проверьте колеса, проведите балансировку
Осмотрите шины на наличие дефектов - потертостей, шишек и т.п. Проверьте давление в шинах, и доведите его до рекомендованного производителем (проверьте и подкачайте также и запасное колесо). На дисках не должно быть трещин, сколов и т.п.
Балансировка каждого колеса обойдется в сумму от 15 грн., плюс по 3-10 грн. за каждый установленный грузик.
6. Отрегулируйте развал-схождение
Регулировка развала и схождения, как и балансировка, влияет на управляемость автомобиля.
Процедура будет стоить около 200 грн.
7. Проверьте комплектацию автомобиля
Полезные вещи для автомобиля мы рассматривали в материале «20 мелочей, которые могут пригодиться в дороге». Этот список стоит дополнить теми запчастями, которые могут выйти из строя в вашем автомобиле (например, ремнем ГРМ, комплектом свечей) и хотя бы одним литром моторного масла.
Напомним, что в соответствии с ПДД у водителя легкового автомобиля обязательно должны быть:
- Водительское удостоверение (разрешающее управление соответствующей категорией транспорта). При этом талон предупреждений уже не нужен.
- Технический паспорт на автомобиль.
- В случае отсутствия владельца - доверенность (если ваша фамилия не вписана в техпаспорт).
- Полис ОСГПО.
- Талон техосмотра (на момент написания статьи его еще не отменили).
- Медицинская аптечка соответствующего типа, отвечающая ДСТУ 3961-2000.
- Знак аварийной остановки.
- Огнетушитель.
Выбор автомобильной аптечки является не таким уж простым делом. Этот вопрос мы подробно рассматривали в материале «Как пользоваться автомобильной аптечкой». При подготовке к путешествию, стандартную автоаптечку нужно дополнить препаратами, которые могут понадобиться именно вам. Дополните ее средствами от укачивания (если вы едете с детьми), антигистаминными, жаропонижающими препаратами.
Кроме питьевой воды, в машине должен быть запас не скоропортящейся еды: шоколада, печенья, сухофруктов, орехов.
Работы по технической подготовке авто желательно проводить за одну-две недели до отъезда - это позволит своевременно обнаружить и исправить огрехи, допущенные при подготовке машины.
Комментарий специалиста
Лаборатория технических экспертиз «Автологистика»
Специалисты Лаборатории технических экспертиз «Автологистика» перед дальними поездками рекомендуют обязательно пройти комплексную диагностику авто и проверить его на предмет безопасности.
Комплексная диагностика включает в себя визуальный осмотр транспортного средства и специализированную диагностику. Визуальный осмотр транспортного средства владелец может провести самостоятельно. Нужно проверить:
- уровень эксплуатационных жидкостей (масло, охлаждающая и тормозная жидкости, омыватель стекол, уровень гидроусилителя руля),
- состояние приводных ремней,
- проверить работоспособность лампочек осветительных приборов (фары, задние фонари, указатели поворота),
- состояние стекол,
- ремней безопасности,
- высоту рисунка протектора шин.
Не стоит забывать и про полную комплектацию аптечки, исправность огнетушителя, наличие знака аварийной остановки, комплекта запасных лампочек и предохранителей. Следующие составляющие техосмотра автомобиля рекомендуется провести на специализированной диагностической станции:
- Проверить тормозную систему (тормозное усилие, частоту срабатывания). Проверить тормозную систему самостоятельно с помощью простого торможения и разгона авто не получится - вы не увидите действительное состояние тормозной системы транспортного средства.
- Продиагностировать амортизаторы. Работа амортизаторов особенно ощутима при поворотах - при неисправных амортизаторах машину на поворотах будет заносить.
- Измерить угол наклона регулировки света фар: сила света, наклон, преломление. Диагностику угла наклона света фар можно проверить и самостоятельно, предварительно прочитав достаточное количество информации, и попробовать ее провести, например, на стене здания. Но неровности стены негативно скажутся на достоверности проводимого экспериментального тестирования. Также заметим, что фары со временем имеют свойства тускнеть, что в значительной степени может повлиять на безопасность езды в ночное время.
- При большом пробеге авто (более 20 тыс. км) обязательно необходимо провести осмотр автомобиля снизу, т.е. "побывать" на яме. Так специалисты смогут увидеть надрывы тормозного шланга, потеки, мелкие повреждения (разрывы, неровности), проверить целостность сайлентблоков и шин.