10 октября 2025 в 11:28

Анна Ткач

230 просмотров

Поворотный кулак — важный элемент подвески автомобиля, обеспечивающий соединение ступицы колеса с подвеской и рулевым управлением. Со временем он может деформироваться, заржаветь или потребовать замены при ремонте подвески. В этой статье разберём, как снять поворотный кулак автомобиля, а также дадим советы для популярных моделей — ВАЗ 2109, ВАЗ 2107 и УАЗ Патриот (в том числе УАЗ Буханка).

Поворотный кулак - важный элемент подвески автомобиля, обеспечивающий соединение ступицы колеса с подвеской и рулевым управлением. Со временем он может деформироваться, заржаветь или потребовать замены при ремонте подвески. В этой статье разберём, как снять поворотный кулак автомобиля, а также дадим советы для популярных моделей - ВАЗ 2109, ВАЗ 2107 и УАЗ Патриот (в том числе УАЗ Буханка).

Что такое поворотный кулак и зачем его снимать

Поворотный кулак - это узел, который соединяет стойку подвески, рулевой наконечник, шаровые опоры и ступицу колеса. Через него передаётся вращение от рулевой системы к колесу, обеспечивая поворот автомобиля. Снятие поворотного кулака может потребоваться в следующих случаях:
  • при замене подшипника ступицы;
  • при ремонте шаровых опор;
  • при замене рулевых наконечников;
  • при капитальном ремонте подвески или после ДТП.

Как снять поворотный кулак автомобиля - общая инструкция

Процесс снятия поворотного кулака в большинстве автомобилей схож. Для работы потребуется домкрат, баллонный ключ, набор головок и съёмник шаровых опор. Пошаговая инструкция:
  1. Подготовка автомобиля.
    Установите автомобиль на ровную площадку, затяните ручной тормоз и подложите противооткатные упоры. Ослабьте болты крепления колеса.
  2. Подъём машины.
    Поддомкратьте нужную сторону и снимите колесо.
  3. Отключение рулевого наконечника.
    Найдите крепление рулевого наконечника к поворотному кулаку и аккуратно выбейте палец при помощи съёмника.
  4. Отсоединение шаровых опор.
    Открутите болты верхней и нижней шаровых опор. Иногда они сильно прикипают - используйте проникающую смазку (например, WD-40).
  5. Откручивание крепления стойки или рычага.
    В зависимости от конструкции автомобиля, поворотный кулак может крепиться к стойке или нижнему рычагу. Отсоедините эти соединения.
  6. Снятие ступицы (если требуется).
    В некоторых моделях для демонтажа кулака нужно снять ступицу или тормозной диск.
  7. Снятие поворотного кулака.
    Аккуратно извлеките кулак, придерживая тормозной шланг и не допуская его натяжения.

Как снять поворотный кулак ВАЗ 2109

На ВАЗ 2109 поворотный кулак соединён со стойкой МакФерсон и нижним рычагом через шаровую опору. Порядок действий:
  1. Снимите колесо.
  2. Открутите болт крепления рулевого наконечника.
  3. Открутите два болта крепления стойки к поворотному кулаку.
  4. Отсоедините нижнюю шаровую опору.
  5. Снимите тормозной суппорт и диск.
  6. Выбейте кулак лёгкими ударами молотка через деревянную проставку.
Совет: перед сборкой обработайте соединения антикоррозийной смазкой, чтобы в будущем демонтаж проходил проще.

Как снять поворотный кулак ВАЗ 2107

В ВАЗ 2107 (классическая подвеска на рычагах) конструкция отличается: здесь кулак крепится к верхнему и нижнему рычагам через шаровые опоры. Как снять:
  1. Снимите колесо и тормозной суппорт.
  2. Отсоедините рулевой наконечник от кулака.
  3. Ослабьте гайки крепления шаровых опор, но полностью не откручивайте.
  4. С помощью съёмника разожмите шаровые соединения.
  5. Снимите кулак, удерживая его, чтобы не повредить пыльники.

Как снять поворотный кулак УАЗ Патриот

На УАЗ Патриот конструкция более массивная, поскольку автомобиль имеет полный привод и шарнирные соединения. Порядок действий:
  1. Поднимите переднюю часть автомобиля и снимите колесо.
  2. Снимите тормозной суппорт и диск.
  3. Отсоедините рулевую тягу.
  4. Открутите верхнюю и нижнюю шкворневые крышки (по две на каждой стороне).
  5. Извлеките поворотный кулак вместе со шкворнями.
Совет: если поворотный кулак прикипел, аккуратно постучите по корпусу молотком через медную выколотку. Не бейте по резьбам или шарнирам напрямую.

Как снять поворотный кулак на УАЗ Буханка

Процесс аналогичен УАЗ Патриот, но с некоторыми упрощениями в конструкции.
  1. Снимите колесо и тормозной барабан.
  2. Открутите рулевую тягу.
  3. Отсоедините шкворневые крышки.
  4. Извлеките кулак, придерживая его рукой.

Советы по установке нового поворотного кулака

  • Перед установкой тщательно очистите посадочные места.
  • Используйте смазку на шарнирах и болтах.
  • Проверяйте состояние шаровых опор, рулевых наконечников и ступичных подшипников - при необходимости замените.
  • После сборки обязательно выполните регулировку развала-схождения.

Теперь вы знаете, как снять поворотный кулак автомобиля, а также особенности демонтажа на моделях ВАЗ 2109, ВАЗ 2107, УАЗ Патриот и УАЗ Буханка. Работа требует аккуратности и внимательности, но при наличии инструментов и опыта вполне выполнима в гаражных условиях. Если же резьбовые соединения закисли или кулак сильно повреждён - лучше обратиться на СТО, чтобы избежать поломок деталей подвески.