8 декабря 2016 в 16:30

На правах рекламы,  АвтоПортал

1541 просмотр

На данный момент автомобильный газ является полноценным конкурентом бензина. По данным экспертов, количество машин на «голубом» топливе приближается к цифре 30 % в целом по стране, и до 50 процентов в столице и городах-миллионниках.

При этом  значительное количество газовых заправок работают вне правового поля, что не мешает «бочкам» появляться в массовом количестве и в самых неожиданных местах. Причина такой массовости кроется в деньгах – нелегальные заправки не платят розничный акциз (около 1,20 грн./литр), поэтому могут продавать газ дешевле, чем «белые» сети АЗС. Безусловно, такая скидка приманивает водителей, как Путин Трампа, но никто не может быть уверенным в том, что же он получает в конечном итоге. Если и за качеством бензина в нашей стране контроль весьма условный, то качество газа вообще терра инкогнита. Что же нам «задувают» в баллоны на самом деле? Ответить на этот вопрос взялись специалисты Института потребительских экспертиз в сотрудничестве с инспекционной компанией Инспекторат Украина.  

Проба

Процесс исследования довольно трудоёмкий и финансово затратный, поэтому решено было проверить ряд всеукраинских сетей АЗС (ОККО, WOG, БРСМ-Нафта), большие сети столицы и региона (КЛО, Luxwen) и несколько «бочек», т.е. незаконных заправок, которые  стоят на каждом углу. Эксперты приезжали на АЗС и отбирали пробы в специальный пробоотборник, с виду похожий на обычный бытовой баллон. И если с сетевыми заправками проблем не было, то «бочки» все, как одна, отказались отпускать газ, когда эксперты сообщали, для каких целей он отбирается. В конечном итоге, на одной из заправок удалось осуществить отбор, но чек продавцы так и не дали. Такая ситуация насторожила экспертов, и, как оказалось, не зря. 

Точность налива

Первым делом в лаборатории проверили точность отпуска газа. Многие автомобилисты не раз жаловались на то, что заправляют газа больше, чем ёмкость баллона, или на гораздо меньший пробег на том же количестве газа, купленного на разных АГЗС. При этом мало кто обращает внимание на температурный режим, и обвиняют во всем заправки. Данные исследования посрамили наговорщиков – у всех  сетевых заправок точность налива выше 97 процентов. Точнее всего – у ОККО и КЛО. А вот у «нелегалов» – погрешность гораздо больше. Получается, что никакой экономии у «бочки» водитель не получает. Снижение отпускной цены хозяин такой АГЗС компенсирует себе за счет недолива. Да и еще заправит неизвестно чем. Об этом ниже.  

Раскладываем на компоненты

В лаборатории образцы тестировались на соответствие требованиям ГОСТ 27578 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта» по показателю «Компонентный состав». Как известно, автомобильный газ состоит из смеси пропана и бутана, а также других углеводородов (изобутана, пропилена, этана, этилена и т.д.). Для разных времён года количественное содержание смеси может быть разное – летом это приблизительно 40:60 (пропана к бутану), зимой же наоборот – 60:40. В межсезонье же оптимальная пропорция примерно 50:50.  Ведь чем больше пропана в газе, тем выше давление насыщенных паров и тем лучше пусковые качества и работа топливной аппаратур в зимний период эксплуатации.

Одним из главных моментов является также марки сжиженного газа. Основных две – ПБА (пропан-бутан автомобильный) и СПБТ (смесь пропана бутана техническая). В чём разница? Первая марка – очищенный газ, адаптированный под использование в автомобилях, вторая – более «грязный», предназначенный для бытовых нужд (например, отопления). И здесь обнаружились неприятные сюрпризы.  

Европейский стандарт EN 589-2008 в разделе термины трактует автомобильный сжиженный газ как такой, который содержит незначительное количество непредельных углеводородов (пропилена, бутенов и пентанов (пентенов).  В Украине действует ГОСТ 27578-87, который устанавливает допустимую норму непредельных углеводородов – не более 6 %. В образце, отобранном на нелегальной АГЗС, таковых оказалось намного больше норматива –  свыше 10  процентов! Исходя их этих данных, такое топливо нельзя отнести к автомобильному. Кроме того, в газе из «бочки» также оказалось мало пропана – 36 процентов при норме не ниже 50±10 %. Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что в резервуарах данных заправок находится газ СПБТ, поскольку содержание непредельных углеводородов в нем (ДСТУ 4047-2001) не нормируется. Для автомобиля это не смертельно, но как минимум расход такого газа будет намного больше, чем обычного ПБА. Есть и другие нюансы. Например, по требованиям к СПБТ допускается жидкий остаток  до 1,6 %, а для ПБА наличие остатка не допускается. Кроме того, допустимое предельное содержание серы в ПБА ниже, чем в СПБТ (а по требованиям EN 589 – не более 50 мг/кг). Аналогично и с меркаптановой серой.  

Наличие жидкого остатка в СПБТ при его использовании в автомобилях ведет к накоплению остатка в баках, засорению фильтров, неисправностям топливной аппаратуры. Наличие непредельных углеводородов ведет к увеличению вредных веществ в продуктах сгорания. Повышенное содержание серы приводит к сокращению срока службы каталитических нейтрализаторов и загрязнению окружающей среды оксидами серы. Наличие меркаптановой серы приводит к повышенной коррозии деталей топливной аппаратуры. 

У остальных участников исследования  все образцы показали позитивные  результаты, и все они доказывают, что отобранное топливо  является автомобильным газом марки ПБА. Близкое к  идеальному соотношение компонентов для межсезонья (пробы отбирались в октябре) показал образец, приобретённый в сети АЗС ОККО – 49 пропана и 48 бутана. Такое соотношение позволяет обеспечить наиболее равномерное сгорание смеси, а значит, и обеспечить экономичность езды. На втором месте – автомобильный газ сети АЗС КЛО, с соотношением 51:45. Кстати, образцы КЛО и сети Luxwen оказались самыми «чистыми», пропилена в них оказалось соответственно 0,10 и 0,04 процента.  

И еще один немаловажный параметр – плотность газа. Чем она больше, тем больше при прочих равных пробег на одной заправке. В этом параметре самые высокие показатели продемонстрировали образцы сетей ОККО и КЛО.  

Итоги

Исследование показало, что несмотря на низкую цену, заправляться на «бочках» невыгодно – будет больше расход и есть риск повреждения деталей авто. И нужно помнить, что доказать что-либо в случае неприятностей на таких заправках будет невозможно. Да и безопасность там весьма условна.

У больших «белых» сетей ситуация намного лучше. Они заинтересованы не в одноразовой сиюминутной выгоде, а в сохранении постоянных клиентов, поэтому рисковать качеством товара не склонны. И у них, по крайней мере, можно посмотреть документацию на сжиженный газ, чтобы лишний раз проверить, что ты заливаешь в баллон.