29 октября 2018 в 11:35

На правах рекламы,  АвтоПортал

891 просмотр

Топливо в Украине за последнее время существенно подорожало, что вызвало недовольство автолюбителей, причем в некоторых городах дело дошло чуть ли не до протестов.

В такие периоды традиционно активизируются «бодяжники», которым повышение цен сулит дополнительный спрос, а значит, и заработки. Отсюда и существенный разброс цен на стеллах АЗС – в некоторых небольших сетях и одиночных заправках стоимость литра может быть ниже на 4-5 гривен, чем у больших всеукраинских операторов. И здесь уже только «маржой» продавца и неуплатой налогов ситуацию не объяснишь. Это и стало поводом узнать, что же сейчас заправляют в наши баки за такую высокую цену? Проверка была осуществлена в Институте потребительских экспертиз. Эксперты подвергли исследованию образцы бензина А-92 евро, который пользуется популярностью ввиду своей более низкой цены. Пробы отбирали в крупных сетях (ОККО, WOG, Укрнафта), средних (Parallel, Мотто, Glusko, КЛО, БРСМ-Нафта, Sun Oil, Chipo, Marshall, Avantage 7, Grand petrol) и нескольких одиночных АЗС. Результаты оказались удручающими, четверть образцов оказались некондиционными, а половина из них и вовсе явной «бодягой».

Про октан

Первым делом проверили показатель, который характеризует стойкость топлива к детонации – преждевременному  сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по моторному методу, при котором установка (одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия) имитирует нагрузку на реальный двигатель. Согласно этому методу норматив установлен на уровне 82,5 единиц (что практически аналогично привычному числу 92 по исследовательскому методу, которое мы видим на заправках). В этот раз, как ни странно, в этом важнейшем показателе нарушений обнаружено не было. Более того, абсолютно все образцы продемонстрировали «запас».  Но некоторые результаты насторожили экспертов. Например, на заправках Avantage 7, Экстра и Импульс октановое число «зашкалило» за 86-87 единиц. Такие значения не нанесут вреда, разве что снизится динамика за счет более длительного времени сгорания горючей смеси. А вот причина такого «перебора» выяснилась после проверки на содержание этанола – в данных образцах его в 2-6 раз больше норматива. У остальных участников все более ровно, в диапазоне 83-84 единиц. А некоторые АЗС (Мотто (85,4), Parallel (85,5) и БРСМ-Нафта (85,2)) вовсе продают «девяносто пятый» бензин, что должно порадовать любителей экономить.

Химический состав

Бензол разъедает топливную систему и приводит к ее преждевременному износу. По содержанию бензола и ароматических углеводородов  результаты отличались. В частности, вредный бензол был в наименьшем количестве в пробах ОККО, WOG,  Мотто и Parallel. А вот Экстра, Импульс и Marshall  «отличились» – бензола в топливе этих сетей оказалось в полтора – два с половиной раза больше, чем разрешают граничные нормативы ДСТУ! Что касается объемной части ароматических углеводородов, то здесь все уложились в границы допуска.

Сера

Если её в топливе слишком много, это  приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «убивает» катализаторы. К тому же становится «грязнее» выхлоп и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. Стандарт Евро 5 предусматривает содержание серы в бензине – не более 10 мг\кг. В прошлых исследованиях Института практически не было нарушений по этому важнейшему показателю, что свидетельствовало, прежде всего, о заводском происхождении топлива. В этот раз четыре образца (Экстра, Импульс, Marshall и Avantage 7) оказались в границах Евро 4, запрещённого в Украине. У остальных сетей всё в полном порядке, наименьшее количество серы (8 мг/кг) зафиксировано в пробах Мотто и Parallel.  

Этанол

Сейчас ДСТУ допускает наличие этанола в бензине не более 5 процентов. Бензины, приобретенные на заправках Экстра, Импульс, Marshall и Avantage 7, оказались более «спиртовыми» – в некоторых из них содержание этанола доходило до трети состава. Так что экономить на таком топливе не получится – как известно, расход бензина на «спирту» превышает обычный на 5-7 процентов.  

Выводы

Опасения аналитиков рынка относительно ухудшения качества топлива после повышения цен, к сожалению, оказались правдой. По словам Юрия Чернобривца, директора Института потребительских экспертиз, «сейчас всё больше продавцов ищут выходы на производителей так называемого «прямогона», некачественного топлива, произведенного в кустарных условиях. И такое предложение на рынке есть, поскольку многие автовладельцы предпочитают экономить здесь и сейчас. В больших сетях пока держатся, не экономят, покупают качественный ресурс украинского и белорусского производства, ведь репутация на конкурентном рынке стоит очень дорого». Порадовало экспертов и то, что в довольно крупных сетях-дискаунтерах (Мотто, Sun Oil, Chipo) судя по результатам исследования, также не хотят связываться с некачественным продуктом.  

Также важно помнить, что крупные системные игроки работают в правовом поле, и налоги, которые они оплачивают, направляются в бюджет, в том числе и на ремонт дорог. А вот «бодяжники» не только реализуют некондиционное топливо, но и таким образом тормозят развитие дорожной инфраструктуры.

Вадим Кривенко