16 августа 2018 в 16:00

АвтоПортал

1469 просмотров

Со времен первых ГБО в среде автолюбителей считается, что езда на газе – дело хлопотное. Однако современные системы не требуют никаких специальных знаний. За счет чего повысилось «юзабилити» газовых систем, рассказывает представитель VipGaz Center.

Системы 4-го поколения называют «газовым инжектором», потому что здесь реализован распределенный впрыск, аналогично бензиновой системе. За счет чего эксплуатация современного оборудования считается беспроблемной? Конечно, за счет электронного управления и точных настроек! Потому-то стоимость монтажа ГБО 4 и цена за комплект всегда выше, чем у комплектаций предыдущих поколений.

«Мозги» рулят

«Мозгами» называют электронный блок управления (ЭБУ), которым комплектуется каждая установка 4-го поколения. Задача блока – управлять работой агрегатов ГБО, следить за остатком пропана в баллоне и температурой в редукторе испарителе. Попутно «газомозг» маскирует параллельную топливную систему от бортового компьютера автомобиля (БК). Да-да, штатный компьютер «не знает» о наличии газового оборудования на борту: когда машина переходит на газ, ЭБУ начинает перехватывать сигналы от датчиков, интерпретировать их и отправлять БК нужные данные.

Управление впрыском газа происходит за счет коррекций бензиновых показателей. При настройке ГБО мастер создает топливную карту, в которой с шагом 500 об./мин. выставляет коэффициент коррекции времени открытия газовых форсунок. Отправной точкой служит показатель времени открытия бензофорсунок.

Благодаря такому остроумному сценарию разработчикам газобаллонных систем для автомобилей удалось избежать дорогостоящего программирования под каждую модель или модификацию авто – большинство ЭБУ снабжаются универсальными программами газового впрыска, и уточняющие регулировки вносятся настройщиком вручную, через интерфейс газового процессора.

Исключением являются программы для непосредственных двигателей. Здесь реализуется сценарий совместного впрыска пропана и бензина в газовом режиме. Причина – невозможность отключить штатные бензиновые форсы без ущерба их ресурсу. Поэтому владельцам машин с прямым впрыском комплектация обойдется дороже, а экономия на ГБО – еще дороже.

Газовый инжектор: путь пропана от баллона до камеры сгорания

Итак, после включения зажигания клапан на баллоне открывает путь пропан-бутану к редуктору, но газ в цилиндры пока не поступает. Холодный пуск и прогрев двигателя происходят на бензине – это важно. Нужно дождаться, когда температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения авто превысит 40°С, чтобы компенсировать снижение температуры газа, которое происходит при уменьшении давления (редукции).

Когда нужная температура достигнута, авто готово потреблять газ. Водителю не требуется следить за температурной стрелкой. В ГБО 4-го поколения переключение происходит автоматически, и за процесс отвечает ЭБУ. По сигналу «газомозга» бензиновые форсунки отключаются, а штатный БК уже от ЭБУ начинает получать сигналы, что форсы работают в прежнем режиме. Иначе бы загорелся «чек инжин» и машина перешла в аварийный режим.

Вместо бензиновых форсунок включаются газовые – двигатель как ни в чем не бывало принимает в цилиндры парообразный пропан-бутан. Из-за разницы физических и химических свойств пропана и бензина мотору требуется больше газа, поэтому расход в газовом режиме всегда на 10–15% выше бензинового, и добиваться равного значения – себе дороже. Если газ закончился, ЭБУ тут же включит бензиновые форсы, а работу газовой системы заблокирует. Благодаря такой смарт-системе водителю не потребуются специальные навыки и знания, чтобы эксплуатировать газифицированные авто. Главное – вовремя заправлять баллон.