Двадцать процентов бензина А-95 в Украине не соответствуют нормативам - исследование
С начала года Украина живет без стандарта Евро 4 – соответствующее решение записано в Техническом регламенте к автомобильным бензинам и дизельному топливу, который Кабмин утвердил еще 1 августа 2013-го.
Теперь все топливо должно соответствовать только Евро5, что должно позитивно сказываться и на ресурсе автомобилей, и на экологии. Безусловно, ранее многие сетевые АЗС и так продавали Евро 5, но теперь требования Евро 4 – уже вне закона. В Институте потребительских экспертиз, единственной организации, которая постоянно мониторит качество топлива в Украине, решили проверить, не нарушают ли закон на АЗС, ведь топлива Евро 4 на заправках было очень много. Как оказалось, многие продавцы топлива просто игнорируют новые требования, и продолжают торговать бензином, не соответствующему регламенту.
Испытанию подвергли наиболее популярный 95-й бензин. Поскольку прошлые проверки чётко засвидетельствовали, что крупные брендовые сети и без запрета продают только топливо стандарта Евро 5, основное внимание эксперты уделили региональным небольшим сетям. Но и всеукраинские сети не остались без внимания. Таким образом, из больших сетей в списке оказались WOG, БРСМ-нафта, ОККО и GLUSCO. Из средних и небольших сетей эксперты проверили КЛО, SunOil, Luxwen, Marshall, Chipo (Винница), Бренд Ойл (Харьков), НПЗ (Харьков), Б-сеть (Харьков), Белл ойл (Запорожье), ZOG (Запорожье), ДНК груп (Днепр), Стеллс (Черновцы), Автотранс (Полтава) и Импульс ЛТД (Киев).
Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Образцы были проверены по «европейским» параметрам – октановое число, содержание серы и объемная часть бензола. Результаты, мягко говоря, не порадовали – три образца оказались вовсе не кондиционными, и еще три на грани вылета из нормативов.
Но обо всём по порядку. Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации — преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по моторному методу. Согласно ему норматив установлен на уровне не ниже 85,0 единиц. Все образцы уложились в норматив, а некоторые и продемонстрировали «запас прочности». Наибольшим он оказался у сети БРСМ-Нафта и ВОГ (86,4 единицы). Практически не отстали и коллеги из ОККО, КЛО и GLUSCO – 86 единиц.
Далее эксперты проверили ещё один важнейший показатель – содержание серы. Если этого вредного вещества в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «смерти» катализатора. К тому же становится «грязнее» выхлоп и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. ДСТУ для А-95-Евро5 требует не более 10 мг/кг. И вот здесь и начались «сюрпризы». У трёх участников оказались нарушения – харьковские сети НПЗ и Бренд Ойл продают бензин Евро 4 (16 и 22 мг/кг соответственно). Это не смертельно, но тем не менее. А «девяносто пятый» у киевской сети Импульс ЛТД и вовсе оказался Евро 3 (60 мг/кг). Для сравнения, у крупных «брендовых» сетей серы практически не было - БРСМ-Нафта (4 мг/кг), КЛО и GLUSCO (по 5 и 6 мг/кг соответственно). Впрочем, есть неплохие результаты и у локальных сетей LUXWEN, SunOil, Marhall, ZOG (7,8,5,6).
Ещё один немаловажный параметр – содержание бензола. Это вещество способно смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. ДСТУ нормирует объемную часть содержания бензола на уровне не более 1%. Уложились все, три оказались «на грани» - Белл Ойл, Стеллс, Импульс (1 %). Меньше всего у пробы, отобранной на АЗС GLUSCO – 0,56 процента.
Подытоживая данное исследование, можно утверждать, что со вступлением в силу нового стандарта качества бензинов (Евро5), не все заправки ответственно выполняют государственные требования из-за чего украинские автомобилисты сильно рискуют, заправляясь в локальных автозаправочных сетях, а также на одиночных АЗС. Ведь таким игрокам топливной розницы просто не под силу обеспечить надлежащую логистику бензинов и постоянный контроль качества, да это и не входит в их планы. Закупить дешевле и продать дороже, без учёта массы факторов влияния на качество топлива и без оглядки на общественное мнение – так, к сожалению, сегодня выглядит бизнес-стратегия аутсайдеров топливного ритейла. Крупные, национальные сети, такие как WOG, ОККО, БРСМ-Нафта и другие, у которых стандарты качества топлива не пустой звук или бюрократическая формальность, а деловая репутация на уровне заботы об автомобиле клиента и окружающей среде. Именно брендовые всеукраинские автозаправочные сети, как показывают результаты исследования бензина марки А95, ответственно и систематически контролируют химический состав своей продукции.
Вадим Кривенко