27 апреля 2016 в 14:49

АвтоПортал

1777 просмотров

Крайний раз проверку «девяносто пятого» бензина Институт потребительских экспертиз проводил год назад, тогда качество самого популярного топлива оказалось на высоте. На сегодня цены на топливо пошли вверх, и ходят слухи, что к концу мая оно ещё подорожает.

Специалисты утверждают, что в период роста цен активизируются «серые» производители, которым каждое повышение цен сулит дополнительные барыши, и предсказывают увеличение «некондиции» на рынке.

Поэтому эксперты Института решили именно сейчас провести проверку А-95 с целью узнать, что же льют в баки наших автомобилей. И не ошиблись в прогнозе – рынок, похоже, медленно, но уверенно начинает наполняться суррогатом.

В этот раз отбор проб произошёл на АЗС девяти компаний, при этом эксперты решили проверить не только крупных всеукраинских трейдеров, но и средние и небольшие сети, поскольку «бодяжникам» туда проникнуть легче. Конкретно список испытуемых выглядел так: ОККО, БРСМ-нафта, WOG, КЛО, Народная, Ольвия-нафта, LUXWEN, ANP и SunOil. На заправках эксперты приобрели «просто 95-й», а на АЗС ОККО и WOG – топливо с приставкой «ЄВРО». При этом цены разнились значительно – от 19.99 до 22.99 грн.

Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Напомним, что в стандартах Евро зафиксированы требования, как к работе двигателя, так и качеству бензина, которые учитываются в новых европейских марках автомобилей. То есть, чтобы получить заявленные характеристики работы автомобиля нужно заправлять его соответствующим топливом.

Самый главный вывод, полученный в лаборатории – качество топлива в стране ухудшилось, и довольно сильно. Из девяти образцов три оказались некондиционными (КЛО, Народная и Ольвия-нафта), правда, остальные уложились в нормативы Евро 4 и Евро 5. Для сравнения – в прошлой проверке, которая проводилась в конце прошлого года, не было ни одного нарушения! Справедливости ради надо отметить, что нарушения были не критическими, но, тем не менее, лучше бы их вообще не было.

Но обо всём по порядку. Исследованию подверглись следующие параметры – октановое число, содержание серы, объемные части бензола и ароматических углеводородов, химический состав бензина, и содержание ароматических аминов.

Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр – октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации – преждевременному  сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по исследовательскому методу. Согласно ему норматив установлен на уровне не ниже 95,0 единиц. И здесь обнаружился неприятный сюрприз – образцы, отобранные на заправках Ольвия-нафта и КЛО не дотянулись до норматива (октановое число – 94.3 и 94.4 соответственно). У лидеров «запас» оказался серьёзным и колебался от 95,7 у БРСМ-Нафта до 96 единиц у WOG.

Далее эксперты проверили ещё один важнейший показатель – содержание серы.  Если её в топливе слишком много, это  приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «убивает» катализаторы. К тому же становится «грязнее» выхлоп и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. ДСТУ для А-95 ЄВРО требует не более 50 мг/кг (Евро 4) или 10 мг/кг (Евро 5). Практически не было серы в пробе БРСМ-нафта (5 мг/кг), образцы LUXWEN, ОККО и WOG также уложились в Евро 5, а проба с SunOil оказалась в нормативах Евро 4. У остальных участников тоже нарушений по сере обнаружено не было.

Ещё один немаловажный параметр – содержание бензола. Повышенная концентрация бензола наносит большой вред, как окружающей среде, так и автомобилю. Не испаряясь целиком бензол способен смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя. Новый ДСТУ нормирует объемную часть содержания бензола на уровне не более 1%. Уложились все, меньше всего вредного вещества оказалось у БРСМ-нафта (0,49 %) и ANP (0,53 %).

При проверке объемной части ароматических углеводородов превышений обнаружено не было. Для справки – при увеличении содержания «ароматики» растет токсичность выхлопа, а в камере сгорания образуется больше нагара. У всех участников этот показатель в границах допуска, хотя ещё пару лет назад многие бы не уложились в норматив с такими показателями.

Химсостав показал, что ни в одном образце практически не было биоэтанола, так что норматив о добавлении пяти процентов «альтернативы» в бензины явно игнорируется.

А вот в части присутствия ароматических аминов выявлены нарушения. Согласно стандарту, их в топливе быть не должно, но в образцах АЗ Народная и Ольвия-нафта таковые оказались. 

И что же в результате? Крупные сети, ориентированные на импорт, «держат» качество, несмотря на все проблемы. Более того, планка, взятая ими, оказалась довольно высокой. А вот в небольших сетях возможны проблемы, хотя и не везде, поэтому гнаться за дешевизной не стоит.

Уточнение

В середине апреля Институтом потребительских экспертиз была проведена проверка украинских АЗС с целью определить качество бензина А – 95, который реализовывался в этих сетях. В целом, результаты оказались приемлемыми, но без нарушений не обошлось. В частности, в пробе, отобранной на заправке сети АЗС «КЛО», октановое число не дотягивало до норматива 6 десятых единицы (94,4 при нормативе 95). Надо сказать, что и сами эксперты были удивлены результатом, поскольку нарушений в сети АЗС «КЛО» не обнаруживали уже несколько лет.

Особенность нынешнего исследования заключалась в том, что октановое число измеряли по исследовательскому, менее жёсткому методу определения детонационной стойкости. Возникло мнение, что необходимо перепроверить результаты исследования по всем образцам, но уже с помощью более точного метода – моторного. К счастью, специально для таких случаев, в лаборатории хранятся так называемые «арбитражнаые пробы» - опечатанное количество топлива, которое моет быть использовано в случае разногласий. 

По итогам проведённого уточняющего исследования, образец, отобранный в сети АЗС «КЛО» оказался кондиционным,  по моторному методу его октановое число равнялось 85,6 единицам, при нормативе 85,6. У остальных участников результаты «легли» приблизительно в те же области, что и при предыдущем исследовании. 

 

Автомобилисты, которые заправляются в столичной сети «КЛО», могут не переживать за своих «коней», а руководство Института приносит извинения читателям. Ошибки существуют для их исправления, и дарят бесценный опыт.