22 июня 2021 в 09:22

АвтоПортал

1562 просмотра

Facebook-страничка Українські автомобілі опубликовала фотоколлаж первого «живого» экземпляра ЗАЗ-965. Именно с этой машины началась не только история «горбатого Запорожца», но и всего завода ЗАЗ именно как производителя автомобилей.

ЗАЗ-965 выпускался с 1960 по 1969 годы, однако появлению этой модели предшествовали годы работы. Автомобиль на фото – это именно первый ходовой прототип «горбатого», который выехал из ворот завода Коммунар (так назывался ЗАЗ до своего переименования в 1961 году) 18 июня 1959 года.

Как видно на снимках, опытный экземпляр несколько отличался от серийной версии. А именно, у него другие крылья и фары, на боковинах имелись выштамповки (двери, крылья), плюс в глаза бросается другая форма воздухозаборников. Кроме того, на капоте красовалась надпись «ЗАЗ-Коммунар», а на нижней передней выштамповке – большой шильдик «Запорожець». Наконец, последняя и, пожалуй, самая заметная деталь- сдвижные форточки боковых окон.

Мало кто знает, но легендарный ЗАЗ-965 изначально был не Запорожцем, а Москвичом. Начало этому автомобилю было положено в 1950-х, когда завод ЗАЗ еще предстояло перепрофилировать из комбайнового в автомобильный, плюс на нашем предприятии отсутствовало конструкторское бюро. Именно поэтому сначала машину разрабатывал Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) совместно с автомобильным институтом НАМИ, а уже в 1960-м в Запорожье из Москвы были переданы все прототипы и документация. Самым известным опытным образцом дозазовской эпохи является Москвич-444 (см. на фото выше), который создавался с оглядкой на технические решения FIAT и Volkswagen. На первых порах на Москвиче-444 стоял 2-цилиндровый оппозитный двигатель объёмом 0,65 л и мощностью 17,5 л.с., позднее же появился 0,76-литровый V4, выдающий 23 л.с., которым впоследствии оснащался и серийный ЗАЗ-965.