Заправил автомобиль – заправься сам
Эксперты проверили качество и безопасность хот-догов и кофе на АЗС Украины.
Качество топлива на наших заправках стало примерно одинаковым и всё чаще выбор АЗС диктуется второстепенными факторами. Тут и удобство расположения, и накопительные программы, и качественный кофе и разнообразие хот-догов – самых востребованных перекусов на АЗС. Поэтому сегодня сети, не предлагающие фастфудовское меню и карту кофейных напитков, можно пересчитать по пальцам. Это или компании-однодневки, готовящиеся к перепродаже, или откровенные дискаунтеры. Даже консервативный ANP повернулся лицом к рынку, понимая, что теряет клиентов именно из-за слабой номенклатуры сопутствующих товаров. В то время как его более проворные соперники уводят значительную аудиторию у придорожного общепита за счёт фиксированных цен, высоких стандартов качества и минимального времени обслуживания.
Из десятка популярных заправочных сетей сегодня лишь Marshal не предлагает своим клиентам хот-доги. Столкнувшись с трудностями их приготовления и реализации, одна из старейших сетей Украины в этом году решила и вовсе исключить эту позицию из своего меню.
В лаборатории
Специалисты столичного "Института потребительских экспертиз" приобрели хот-доги и кофе в десяти популярных заправочных сетях и отправили пробы в государственную лабораторию "Укрметртестстандарт" и две дегустационные комиссии.
В первую очередь проверке подвергся главный ингредиент хот-дога - сосиска (колбаска). Она должна быть только высшего сорта, то есть согласно ДСТУ, не содержать крахмала. И ни в одном из девяти образцов его следов не обнаружено. Другой стандарт ограничивает массовую части влаги в таких изделиях максимум 75%. И вновь все пробы уложились в норматив, причём с заметным запасом.
ФИЗИКО–ХИМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ХОТ-ДОГОВ
Но одно дело – найти надёжного и ответственного поставщика ингредиентов и другое – выстроить толковый логистический алгоритм плюс научится хранить полуфабрикаты с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм. В частности, в сосисках не должно быть бактерий групы кишечных палочек и мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов. К счастью, микробиологи не нашли в продуктах никаких следов колиформ и превышения МАФАМов.
МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Но одно дело нормы и совсем другое – вкус. Найти оригинальный и при этом органичный вкус при столь мизерном числе ингредиентов (булка, сосиска, приправы), под силу далеко не всем. Что и подтвердила следующая экспертиза, в которой брали участие не только профессиональные дегустаторы, так и «народные» пробанды - обычные автомобилисты. Обе группы оценивали вкус "горячих собак" по 10-бальной шкале. Высшие оценки получили продукты сразу двух сетей – БРСМ НАФТА и KLO.
Кстати, сеть БРСМ НАФТА стала и чемпионом по предложениям – сразу десяток видов против 3-5 позиций у остальных. А хот-дог от KLO был отмечен за очень вкусные булки.
У хот-дога от Glusco пробанды отметили сухую, неаппетитную булку и недостаток соусов. У Shell недостаточное количество соусов усугубилось их качеством.
Самый слабый результат – у SOCAR, который и раньше получал нарекания за невнятный вкус и качество булок. На этот раз баллы были снижены за то, что сосиску не жарят на гриле, а разогревают в СВЧ-печке, что серьёзно сказывается на вкусе и сочности продукта. У ANP сосиска в готовом хот-доге оказалась и вовсе холодной – и это при самой высокой цене. Так что человеческий фактор всё ещё играет важную роль даже в фаст-фуде.
ДЕГУСТАЦИОННАЯ ОЦЕНКА (Хот – доги)
Кофейные войны.
Ещё быстрее, чем хот-доги, на АЗС растёт реализация кофейных напитков – у отдельных сетей они за последний год выросли в 3-4 раза. Использование премиальных кофемашин, высококачественных сортов арабики, исключительно натурального молока привели к тому, что coffeebreak на заправках становится для автомобилистов ежедневным ритуалом. Самыми популярными кофейными напитками среди водителей остаются "эспрессо" и "американо". Даже экономный ANP, по примеру БРСМ НАФТА, раскошелился на аппараты WMF стоимостью с новую легковушку. ОККО, традиционный кофейный лидер, предпочитает не менее дорогие немецкие кофемашины Melitta, а Shell, SOCAR и WOG - швейцарские Franke. Поэтому не стоит удивляться тому, что заправки отбирают клиентуру у общепита не только на периферии, но и в городской черте, становясь серьёзными конкурентами кафе и кофейням.
Как и в случае с хот-догами, в дегустационном процессе брали участие не только профессиональные дегустаторы, так и «народные» пробанды. И "эспрессо", и "американо" получили очень высокие баллы. За исключением сети Marshal (устаревшие кофемашины, горькая арабика) практически все пробы оказались высокого качества. Максимальные 20 баллов заработали всё те же БРСМ НАФТА, OKKO, KLO, WOG и SOCAR.
ДЕГУСТАЦИОННАЯ ОЦЕНКА (Кофе, средний балл за оба напитка)
Итоги
Итоги экспертизы не могут не радовать – качество, рецептура и ассортимент на украинских АЗС растут год от года. Более того, сразу несколько сетей идут ноздря-в-ноздрю и явного лидера, которым долгое время был ОККО, сегодня нет. Теперь компанию галичанам составляют БРСМ НАФТА и KLO.
В топовых позициях БРСМ оказались благодаря партнерству с крупнейшим украинским обжарщиком Gemini Espresso - компания обеспечивает сеть свежеобжаренным кофе и автоматическими кофемашинами WMF, которые без помощи специально обученного персонала готовят кофе высокого качества.
А вот ANP, UPG, AMIC и особенно Marshal есть что улучшать. Также стоит отметить, что большинство операторов закупают сосиски для хот-догов у одной компании – «Premier Food», владеющей брендом Mr.Grill, национальный лидер в сегменте комплексного обслуживания систем общественного питания. Как показала экспертиза, ингредиенты, поставляемые данной компанией, очень высокого качества, что говорит о правильной технологии производства и налаженной логистике. К слову Premier Food имеет собственное сертифицированное производство и изготавливает сосиски из высококачественного сырья, натурального мяса и специй.
Андрей Бабенко.
АССОРТИМЕНТ
ЦЕНА
ОБЩИЙ БАЛЛ