Бензин А-92: треть – «не кондиция»
Среди автомобилистов давно закрепился стереотип о том, что якобы «девяносто пятого» бензина в Украине нет, его с помощью присадок делают из «девяносто второго».
Эти слухи и немалая цена на А-95 бензин является неплохим стимулом для многих перейти на более дешёвый А-92. А как обстоят дела с качеством этого бензина, особенно в восточных областях страны, где традиционно присутствует больше контрафакта? Исследовать этот вопрос решили в Институте потребительских экспертиз, для чего провели проверку бензина А-92. Всего эксперты отобрали десять проб, после чего образцы отправились в аккредитованную лабораторию.
«Под прицел» проверяющих попали как большие сети АЗС (WOG, Parallel, БРСМ-Нафта, Авиас, Sun Oil, КЛО, Marshall), так и локальные сети (LUXWEN, Импульс). Результаты аналитиков огорчили, поскольку 30 % не кондиционного бензина это даже для нашей страны многовато.
Октановое число
Первым делом проверили показатель, который характеризует стойкость топлива к детонации – преждевременному сгоранию бензина в камере сгорания. Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок. Октановое число измеряли по моторному методу, при котором установка (одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия) имитирует нагрузку на реальный двигатель. Согласно этому методу норматив установлен на уровне 82,5 единиц (что практически аналогично привычному числу 92 по исследовательскому методу, которое мы видим на заправках). По результатам обнаружились два несоответствия нормативам – октановое число бензина в сети Авиас составило 81,9 единиц при нормативе не менее 82,5. Второй нарушитель – АЗС Импульс, с «фантастическими» цифрами – 79,3 единицы!!! Эксперты были уверены, что так безбожно «бодяжить» уже перестали, но, судя по всему, это далеко не так. На обратной стороне шкалы – образцы, которые не просто уложились в норматив, но и продемонстрировали изрядный «запас». БРСМ-Нафта (84,8 единиц) продаёт практически «девяносто пятый», а Parallel и Parallel Perfekt (84,2 и 84,3 единиц) – «девяносто четвёртый».
Бензол и ароматика
Бензол разъедает топливную систему и приводит к ее преждевременному износу. По содержанию бензола и ароматических углеводородов результаты отличались. В частности, вредный бензол был в наименьшем количестве в пробах БРСМ-Нафта (0,52 %) и WOG (0,54%). А вот образец АЗС Импульс и здесь отличился – бензола в топливе этой сети оказалось в полтора раза больше, чем разрешают граничные нормативы ДСТУ. Что касается объемной части ароматических углеводородов, то здесь наименьшие показатели оказались в пробах БРСМ-Нафта и КЛО, остальные также уложились в норматив.
Сера
Если её в топливе слишком много, это приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «убивает» катализаторы. К тому же становится «грязнее» выхлоп и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы. Кроме пробы Marshall, где было зафиксировано небольшое превышение граничного значения, весь проверенный «девяносто второй» вписался нормы Евро-4 и это очень хороший результат. Более того, образцы БРСМ-Нафта, Parallel и WOG по содержанию серы оказались в «высшей лиге» – значения соответствуют нормам Евро-5.
Этанол
Изучение химического состава бензинов снова подбросило ложку дёгтя в бочку мёда – бензины, приобретенные на заправках Импульс и Marshall на десять процентов состояли из этанола, при том, что максимальное разрешённое значение – не более 5-ти.
Выводы
В целом, исследование показало, что вопреки ожиданиям экспертов, качество «девяносто второго» «плавает». В больших сетях (WOG, БРСМ-Нафта, Parallel и другие лидеры топливного рынка) не экономят, покупают качественный ресурс украинского и белорусского производства. Да-да, ошибки нет – именно украинского производства! Шебелинский НПЗ после модернизации радует отличными показателями своего топлива. Теперь наш А-92 присутствует в сетях наравне с импортным (например, в сети Parallel), и показывает отличные результаты. А вот в небольших сетях «не кондиция» проскакивает, и автомобилистам следует дважды подумать, прежде чем экономить таким образом.
Вадим Кривенко