16 мая 2012 в 17:03

АвтоПортал

13284 просмотра

Представляем вашему вниманию поучительный рассказ, основанный на реальных событиях, о «плюсах» и «минусах» обучения в одной из киевских автошкол.

Написать эту статью, меня, человека без машины, и до сих пор не имевшего никаких контактов с такой структурой МВД как ГАИ, заставил сюжет на одном из телеканалов про аналогичное подразделение в Грузии.

В то время я как раз заканчивал автошколу в Киеве, и меня привлекла та легкость, с которой украинская журналистка (для них - иностранка), за час, без всяких автошкол, после сдачи экзаменов получила там водительское удостоверение. При этом она заплатила за это какую-то «смешную» сумму. Если бы она захотела, могла бы сразу получить и номера. 

У нас же все это занимает гораздо больше времени и стоит значительно дороже.   

Обучение в автошколе 

Учился я старательно, был внимателен и въедлив на уроках, но не был уверен, что у меня в ГАИ все пройдет так гладко, как у журналистки в Грузии. 

У нас была небольшая группа и вроде бы хороший  преподаватель. Но с самого первого дня обучения меня насторожило, почему народ, заплативший за обучение 2500 грн. (1900  грн. за теорию, 600 грн. - за бензин), не очень-то торопится посещать занятия. А первый вопрос, который вообще был задан преподавателю после знакомства, звучал так: «Как можно заплатить за экзамены в ГАИ, и сколько это сейчас стоит?» Преподаватель ловко ушел от ответа, сказав, мол, вы хорошо учитесь и не нужно будет ничего платить. 

Но мысль о том, что сдать экзамены в ГАИ невозможно без денег, не давала покоя. 

«Перевалив» через половину курса, мы начали готовиться к экзамену. Преподаватель принес экзаменационные билеты, а мы пытались их решать. На все наши вопросы о том, будут ли они такими же в ГАИ, был один ответ: «Учите правила, и все будет хорошо!» 

Никаких намеков на то, что существуют две версии билетов, и что они существенно отличаются, не было и в помине. 

Для пущей надежности, я (единственный из всей группы), попросил билеты на выходные и прошел их несколько раз. Эта же версия билетов была и на внутреннем экзамене в автошколе. Я с легкостью его сдал. 

Не подозревая подвоха, я продолжал усиленно готовиться. Нашел в Инете сайт с этими же вопросами, и оттачивал на он-лайн-тестах свои знания.   

Обучение вождению 

После каждого практического занятия по вождению инструктор исправно давал мне расписываться за него. Сначала я ставил подпись не глядя, но как-то задержал свой взгляд на графе, за которую расписался. Там среди прочего значилось место проведения занятий: автодром. На автодроме мы с инструктором не были никогда. «Улицы с реальным движением это же лучше, чем скучные круги на автодроме», - решил я, и не стал ничего спрашивать. 

Шло время, занятия в школе подходили к завершению, и все было бы замечательно, пока как-то в непринужденной беседе с инструктором вдруг не всплыло, что практические экзамены по вождению в ГАИ мы будем сдавать на автодроме возле МРЭО. 

А раз так, у меня появилось желание увидеть это место и таки заехать туда и посмотреть, что собственно мне предстоит. Тем более, что ни на автодроме МРЭО, ни на каком либо другом автодроме я до сих пор так и не бывал. 

На мою, вполне законную просьбу, инструктор, замявшись, ответил, что этот вопрос можно решить только с директором автошколы - в принципе это возможно, но только через директора, и что это стоит денег. 

Мы все-таки заехали на автодром. Упражнения «заезд в гараж» и на «горку» задним ходом, трогание с подъема требовали хорошей подготовки, причем только на автодроме! 

Я поспешил поделиться своими опасениями с группой, чтоб вместе мы выбили у директора так необходимые занятия на автодроме. К моему удивлению, мои слова группа напрочь проигнорировала, а попытки достучаться и объяснить, что это крайне необходимо для успешной сдачи экзамена, не нашли отклика. 

На очередном занятии с инструктором я упомянул про реакцию коллег. Он улыбнулся и сказал, что в такой реакции нет ничего удивительного: группа за экзамен уже заплатила

Тут все стало на свои места. Выяснилось, что, заплатив инструктору или директору автошколы $250 - сразу можно расслабиться и больше не беспокоиться ни об экзаменах в автошколе, ни в ГАИ. Это может обойтись и в $200, но не в этот раз, и только через инструктора - у него есть свой канал, который минует директора, и он не хочет, чтоб это как-то невзначай всплыло. 

$200 - хорошая цена за права, подумал я, вспомнив, что уже заплатил $300! И не нужно учиться 3 месяца. В итоге вся моя группа за права заплатила по $550 каждый

А я вот решил сдавать «по-честному», т.е своими силами. 

При встрече с директором во время внутренних экзаменов я попытался выяснить, как попасть и потренироваться на автодроме. На что получил категорический отказ: нельзя потому что нельзя, и точка! Есть, мол, занятия на улице с инструктором, там и тренируйтесь. 

Пришлось брать дополнительные занятия, а так же ездить самому на платный автодром.   

Сдача теоретического экзамена в ГАИ 

На теоретических экзаменах в ГАИ выяснилось, что билеты и, соответственно, вопросы в них - совсем не те, которые мы проходили в школе. Редакция билетов, рисунки и постановка вопросов и в помине не были похожими на те, которые нам преподавали. И я, конечно же, не сдал, «завалился» на последнем 20-м вопросе. 

Придя в себя после полученного шока, я начал разбираться в том, что произошло. Оказалось, существуют несколько версий экзаменационных билетов ГАИ! Так называемая Киевская в 100 билетов, и  90 билетов Харьковской версии. 

Найдя в Инете Киевскую версию, я тут же опознал в ней ту, по которой  принимают экзамен в Киевском ГАИ. Но как же она отличается от Харьковской, по которой мы учились! Она на порядок сложнее. И разница - в 10 билетов, а это 200 лишних вопросов. Но кто об этом мне когда-то говорил!?. 

Я слышал, что есть разные версии, и даже читал об этом в Инете, но не обратил должного внимания, поскольку поверил людям, которые, как-бы лучше знают ЧТО и КАК, и учат нас  именно тому, что нужно нам. 

Никто в школе даже не намекнул, что есть существенная разница в этих редакциях, и она заключается не в простом перемешивании вопросов в билетах. Мне, после достаточно хорошей подготовки по Харьковской версии, потребовалось серьезно напрячься, чтобы постичь нюансы Киевского варианта. 

Директор школы на мои претензии по поводу ненадлежащего информирования абитуриентов касательно подготовки к экзаменам, лукаво улыбнулся и сказал, что нужно учить и читать внимательно правила, а не билеты, и тогда с экзаменами не будет никаких проблем. 

Безапелляционность тона и неприкрытая ложь, спрятанная под железной логикой, настолько меня обезоружили, что я понял: доказывать что-то бесполезно. Потому что это уже накатанная схема: дать ученикам автошколы минимум знаний, запугать, чтобы явно неготовый ученик заплатил взятку за успешный экзамен в ГАИ, а также «завалить» тех, кто все же захочет сдавать самостоятельно. 

А ложь заключалась еще и в следующем: вопросы в билетах не всегда касаются только самих правил дорожного движения. В них входит еще несколько других разделов, без знания которых, экзамен сдать невозможно: 

1. Основы автотранспортного права, в которых описываются права и ответственность участников дорожного движения; возможные действия милиции и инспекторов ГАИ и многое другое. 

2. Так называемая ОБДД (основы безопасности дорожного движения), где разбирается практическая часть вождения и его особенности в разных погодных условиях и на автомобилях с разной грузоподъемностью и типом привода. 

3.  Основы оказания первой медицинской помощи при ДТП. 

Ничего из этого на занятиях в автошколе мы НЕ ПРОХОДИЛИ! Только в конце курса (и только после настойчивых требований) нам дали жуткого качества ксерокопию по основам безопасности дорожного движения. Но в ней, как потом выяснилось, все равно были не все, что нужно знать. 

Основы оказания первой медицинской помощи мы вообще проходили по материалам из Интернета самостоятельно. Мало того, даже зная назубок все ПДД,  есть большая вероятность ошибки в ответах. Потому что вопросы построены не только для проверки знания правил, но и на внимательность и понимание. Есть множество нюансов и подвохов, которые должны были бы объяснить в автошколе.

В результате круглосуточных самостоятельных занятий, повторный теоретический экзамен в ГАИ я сдал за 10 минут. 

До получения прав остается сдача практического экзамена или $125 - на выбор. Я выбрал - сдавать экзамен.   

Сдача практического экзамена в ГАИ 

Инструктор боялся дать мне машину на экзамен, а «своей» у меня не было, и я был вынужден дополнительно заниматься с ним, чтобы он в меня «поверил». Это мне обошлось в 480 грн. и еще 4 занятия.  Эти занятия были все равно в городе и мало что мне дали нового и нужного для сдачи практического экзамена  на автодроме. 

Мысль об автодроме не давала покоя. Полагая, что автодром МРЭО мне недоступен, я начал искать автодром и машины у друзей и родственников, чтобы хоть как-то научиться делать те упражнения, которые будут на практическом экзамене. 

Это было самым верным и нужным решением. Но опять-таки стоило денег: 3 раза по 2 часа на платном автодроме - 240 грн., плюс презент родственникам, которые давали мне машину на тренировки и затем на сдачу экзамена - 260 грн. (бутылка хорошего коньяка). 

Каково же было мое удивление, когда после получения заветного пластика прав, на автодроме МРЭО я  неожиданно выяснил, что все мои вышеописанные траты были зря! 

Оказывается, на этом автодроме можно спокойно тренироваться: любой желающий (тем более автошкола), заплатив по 10 грн. за круг, может там ездить. Многие так и делают: машины других автошкол с учениками и инструкторами «наматывают круги» и оттачивают там свое мастерство перед практическим экзаменом. И мне категорически было невдомек, почему другие автошколы МОГУТ это делать, а НАША - нет!?  

Автодром при МРЭО на Туполева:

5-10 кругов (50-100 грн.) таких тренировок вполне могли бы дать возможность хорошо подготовиться и без проблем сдать экзамен на автодроме. 

Но это никак не входило в планы руководителей нашей автошколы. Мало того, что они не информировали учеников о такой возможности, так еще и отказали в помощи, сбили с толку и обманули, направив на улицу. Я расцениваю это как схему прямого вымогательство денег с не сдавших экзамены абитуриентов. 

Практический экзамен на автодроме ГАИ я сдал с первого раза. 

В МРЭО я заплатил: за пересдачу теории (33 грн.), вождение и пластиковую карточку водительского удостоверения – 414 грн. Причем за саму карточку почему-то было 2 платежа - 147 грн. и 208 грн. (банковские услуги обошлись в 26 грн.). За что такие деньги (кусок пластика по сути) и почему 2 платежа мне было не понятно, но разбираться уже не хотелось. Хотелось уже закончить этот кошмар побыстрее. 

В конце концов, хоть и через пень-колоду, я все же добился своего: вырвал у системы заветный прямоугольник из пластика без взятки.   

Стоимость 

Получение прав мне обошлось:  

  • 1900 грн. - обучение в автошколе; 
  • 600 грн. - практические занятия в автошколе; 
  • 414 грн. - пересдача теории, сдача вождения и получение прав; 
  • 480 грн. - дополнительные занятия с инструктором автошколы для того, чтобы «он в меня поверил»; 
  • 240 грн. - самостоятельные занятия на автодроме; 
  • 260 грн. - презенты друзьям за использование автомобиля; бессонные ночи самостоятельного обучения по другой версии билетов; 
  • самостоятельные поиски материалов по ОБДД, основам медицинской помощи и т.п.; 
  • поиски автодрома, машины.  

Итого: 3894 грн. + нерационально проведенное время и потрепанные нервы.   

Выводы 

1. Экзамен в ГАИ сдать без денег можно! И мифы про эту невозможность сильно преувеличены. Нужно просто хорошо и правильно подготовиться и, главное, добиться  в полном объеме всего того, что автошкола обязана дать и научить

2. В автошколу можно и не ходить (а такую как описанная, лучше обходить десятой дорогой) - в соответствии с постановлением Кабмина Украины № 340 от 08.05.1993 г. граждане, не имеющие возможности по уважительным причинам (режим работы, семейные обстоятельства) посещать занятия по автоподготовке или переподготовке, могут сдать экзамены для получения водительского удостоверения экстерном. 

Все правила можно выучить дома, и наняв толкового инструктора, на практике все довести до необходимого для сдачи уровня. Подав предварительно  соответствующие  документы, можно без описанной выше головной боли все сдать в ГАИ экстерном. 

3. Не обязательно сдавать экзамены со своей группой. Можно, взяв у руководителя автошколы экзаменационную карточку, сдать экзамены (и теорию и практику) самостоятельно на «своей» машине в УДОБНОЕ время. 

МРЭО работает вт-сб с 9.00 до 18.00. перерыв с 13.00  до 14.00 (подробнее см. «Адреса и телефоны МРЭО г. Киева»). 

Даже непосредственно перед экзаменом в таком случае можно сделать несколько кругов на треке, чтоб вспомнить все нюансы, и только потом, отдав экзаменационный лист инспектору,  спокойно проехать свой победный круг. 

Сдавая экзамены с автошколой на их машине, этого не позволят -  будет очередь, суматоха и время будет ограничено . 

4. Автошколы не заинтересованы, чтобы их ученики сами сдавали экзамены. Поэтому и появляются такие искусственные преграды как не та версия билетов, недоступность автодрома и др., а так же недоговорки и недостаточная информированность абитуриентов, что приводит к низкому порогу самостоятельной сдачи экзаменов. 

5. Большинство желающих получить права, веря в миф про нереальность самостоятельного прохождения экзаменационных тестов, САМИ после автошколы доплачивают деньги, чтоб «быть уверенным» в результате. 

6. Из-за этого руководители автошкол, приученные к уже согласным платить деньги ученикам, оказываются совсем не готовыми к весьма единичным желающим получить права легально, и не могут, да и не хотят обеспечить их тем, что для этого необходимо. Хотя именно за этим люди и приходят туда и платят деньги. 

То есть, если бы таких желающих было больше, то и уровень обучения и доступность «чистого» получения прав была бы выше. 

7. За возможность честно сдать экзамены приходится бороться - коррупционная схема выгодна всем: и работникам ГАИ и автошколам, да и большинству нерадивых учеников.   

Все же экзамены на права сдать «без денег» можно и нужно. Но для этого необходимы самоуважение, вера в собственные силы, принципиальность, а самое главное - нужно знать, что ЭТО ВОЗМОЖНО! Для чего и написана эта статья. 

Уважайте себя!