23 января 2014 в 18:07

9851 просмотр

АвтоПортал поинтересовался у юристов, есть ли случаи, когда скандальные законы о фиксации нарушений ПДД и авто-колоннах бессильны

Для того, чтобы предоставить информацию из первых уст, мы обратились в юридическую компанию «Safir Consulting Group», с которой в формате интервью попытались ответить на интересующие автомобилистов вопросы.

АвтоПортал: Фото- и видеофиксация нарушений ПДД распространяется на:

- превышение ограничений скорости движения;

- проезд на запретный сигнал регулирования дорожного движения;

- нарушение установленного для транспортных средств запрета передвигаться по тротуарам либо пешеходным дорожкам; - выезд на полосу встречного движения;

- нарушение правил движения через железнодорожные переезды Возникает вопрос, а если у водителя не было иного выхода, чтобы нарушить ПДД? Например, выезд на тротуар во избежание ДТП? Выбежала собака, «подрезали»... как быть в таких случаях?

Safir Consulting Group: Выход из этой ситуации заложен в уже давно существующих нормах, содержащихся в ст. 17 и 18 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Согласно КУоАП, лицо, которое действовало в состоянии крайней необходимости, не подлежит административной ответственности.

Даже если КУоАП или другим законом четко предусмотрено действие, совершенное лицом, оно не будет считаться правонарушением в том случае, если оно совершено во избежание опасности, которая угрожает государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другим способом и если размер нанесенного ущерба значительно меньше, чем вред, которого удалось избежать.

Если лицу удастся доказать наличие всех трех обстоятельств, упомянутых выше (1) конкретная правомерная цель: избежание столкновения, спасение жизни, здоровья, имущества и т.д.; (2) отсутствие других способов/средств избежания опасности; (3) соотношение между избегнутым и причиненным вредом свидетельствует о большей значимости избегнутого вреда (например, если при спасении жизни/здоровья было поцарапано чужое транспортное средство), оно будет освобождено от административной ответственности.

АвтоПортал: Согласно последним нововведениям, если вы движетесь в колонне более 5 автомобилей без соответствующего разрешения, - будут проблемы. Значит ли это, что похоронные процессии и свадебные кортежи нынче тоже будут вне закона? Как быть в таких случаях, когда ГАИ захочет оштрафовать участников автоколонн? 

Safir Consulting Group: Если исходить из буквального толкования диспозиции части 5, которой дополнена статья 122 КУоАП Украины, любое движение автомобилей в количестве более пяти автомобилей без согласования с органами ГАИ может быть расценено как админправонарушение. Так как пока не совсем ясны практические нюансы, мы можем лишь предположить, что при определении признаков автоколонны сотрудники ГАИ будут исходить из численности автомобилей и степени синхронности их движения. Похоронные процессии и свадебные кортежи, состоящие более чем из пяти транспортных средств, будут соответствовать критериям колонны, поэтому без получения соответствующего разрешения водители автомобилей из колонны будут субъектами указанного правонарушения. Относительно действий водителей в случаях, когда ГАИ захочет оштрафовать за участие в несанкционированном движении автоколонны, на данный момент рекомендации могут сводиться лишь к отрицанию движения в автоколонне, используя при этом аргументы о соблюдении установленной дистанции и невозможности совершить обгонный маневр плотнодвижущихся впереди автомобилей.

АвтоПортал: Много споров возникло на фоне того, что владельцам предлагают доказывать, что не они были за рулем в момент фиксации нарушений. Некоторые юристы считают, что, согласно Конституции, в Украине, действует презумпция невиновности. Но в новом Законе ответственность за нарушение несет владелец транспортного средства, даже если за рулем был не он! Владелец имеет право обжаловать штраф в течение 10 дней со дня получения постановления. Возникает вопрос: а как вообще доказать, что не я был за рулем?

Safir Consulting Group: Подтверждением того, что собственник не причастен к случившемуся нарушению ПДД, может служить, к примеру, доверенность на вождение авто, выданная таким собственником третьему лицу. В других случаях доказательствами того, что собственник в момент нарушения отсутствовал за рулем, могут быть - справка с места работы о пребывании последнего на рабочем месте, как и справка с медучреждения о пребывании на стационарном лечении/консультации врача, отметки в загранпаспорте о пребывании за границей и др. 

Выводы 

Пока что все принятые законы можно считать «сырыми». Они требуют доработки. Лишь после этого станет ясно, как можно на законных основаниях доказать, что вы двигались не в колонне или находились дома на диване, когда ваш автомобиль якобы был замечен в нарушениях ПДД.

АвтоПортал