6 июня 2013 в 18:09

АвтоПортал

8707 просмотров

С 1 октября украинские автомобилисты будут вынуждены включать ближний свет или дневных ходовые огни (ДХО) при передвижении за пределами населенных пунктов. Как установить ДХО самостоятельно, и можно ли это делать – выяснял АвтоПортал

На написание этой статьи нас натолкнули сами читатели, многие из которых хотят установить дневные ходовые огни, но не знают, как это делать, и будет ли законной такая установка. 

Законны ли «кустарно» установленные ДХО?

Под «кустарной» следует понимать как самостоятельную установку, так и переоборудование на специализированных СТО. Может ли рядовой автовладелец поставить ДХО и использовать их с 1 октября по 1 мая, АвтоПортал спросил непосредственно у ГАИ.

Ответ однозначный: 

«Встановлення денних ходових вогнів, що не відповідає нормам інструкції завода-виробника вважається переобладнанням. У свою чергу, переобладнання ТС підлягає реєстрації. 

31.3. Забороняється експлуатація транспортних засобів згідно із законодавством: 

а) у разі їх виготовлення або переобладнання з порушенням вимог стандартів, правил і нормативів, що стосуються безпеки дорожнього руху; 

31.4. Забороняється експлуатація транспортних засобів згідно із законодавством за наявності таких технічних несправностей і невідповідності таким вимогам: 

31.4.3. Зовнішні світлові прилади: 

а) кількість, тип, колір, розміщення і режим роботи зовнішніх світлових приладів не відповідають вимогам конструкції транспортного засобу; 

В Кодексі України про адміністративні правопорушення сказано:

Стаття 121. Керування водієм транспортним засобом, що має несправності зовнішніх світлових приладів (темної пори доби) чи інші технічні несправності, з якими відповідно до встановлених правил експлуатація його забороняється, або переобладнаний з порушенням відповідних правил, норм і стандартів, - тягне за собою накладення штрафу від двадцяти до двадцяти п'яти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян (340-425 грн). 

Стаття 122. Користування зовнішніми освітлювальними приладами або попереджувальними сигналами при початку руху чи зміні його напрямку, використання цих приладів та їх переобладнання з порушенням вимог відповідних стандартів - тягнуть за собою накладення штрафу від двадцяти п'яти до тридцяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян (425-510 грн)".

Помимо вырезок из Кодекса и ПДД, необходимо учитывать формулировку о ДХО, которая есть в изменениях в ПДД Украины, действующих с 15 апреля 2013 года: Денні ходові вогні - зовнішні світлові прилади білого кольору, передбачені конструкцією транспортного засобу, установлені спереду транспортного засобу і призначені для покращення видимості транспортного засобу під час його руху у світлий час доби; 

Резюмируя вышесказанное о законности установки и использования ДХО, нужно сказать следующее: если дневные ходовые огни не предусмотрены конструкцией ТС, у ГАИ есть право оштрафовать владельца ТС с таковыми. 

Можно ли доказать законность установки ДХО 

Этот вопрос мы задали автору книг «100 аргументов против штрафов ГАИ» и «Аргументы Караваева против штрафов ГАИ» Владимиру Караваеву. 

По мнению правозащитника, сам термин «предусмотренные конструкцией» означает, что в автомобиле, прежде всего, должно быть предусмотрено место для установки ДХО, о чем говорит штатное место под ДХО или о чем сказано в нормативно-технической документации на ТС. Конечно, доказать это сотруднику ГАИ, который уже, возможно, твердо решил составить протокол, будет непросто. Поэтому лучше заранее сделать выдержку из документации на автомобиль, которая будет служить доказательством, что для данного авто конструктивно предусмотрена установка ДХО. 



Есть и другая сложность, с которой может столкнуться владелец автомобиля с самостоятельно установленными ДХО. И хотя это сложно доказать, но в теории ГАИ может уповать на то, что установленные дневные ходовые огни, пусть даже в предусмотренном конструкцией месте, не соответствуют действующим украинским стандартам. Как это доказать? Даже в Центре безопасности дорожного движения при МВД Украины не знают точный ответ, поскольку доныне не существует механизма контроля за соответствием установленных ходовых огней



Точнее, есть международные стандарты - Правила ЕЭК ООН №87 (техтребования к данным световым приборам) и №48 (требования к способу их установки) - но о них ничего не сказано в ПДД. То есть, по сути, даже соответствующие международным стандартам ДХО (не дешевые китайские, а от именитых брендов) могут быть определены как «непредусмотренные конструкцией». Парадокс, но получается именно так. 



Другое дело, что по Украине ездит масса автомобилей с антикрыльями, спойлерами и прочими деталями, делающие их "переоборудованными с нарушением соответствующих правил, норм и стандартов". Однако, достаточно вспомнить нерастаможенные автомобили... до поры до времени их обладатели тоже ездили без особых проблем, пока на них не устроили «облаву». То же (в теории) может произойти и с владельцами ТС с самостоятельно установленными ДХО.

Вывод: установить ДХО можно, но это может иметь нежелательные последствия для владельца ТС. От споров с ГАИ - до штрафов и судебных разбирательств. 

Совет от АвтоПортала: не спешить с установкой ДХО, а дождаться урегулирования законов и ПДД, регламентирующих это. Но если уж очень хочется - приводим пример самостоятельной установки.

Как установить ДХО  

Как мы уже рассказывали в статье о выборе дневных ходовых огней, первый этап установки ДХО – выбор подходящего места с учетом требований к их расположению относительно габаритов транспортного средства и установочных размеров скоб для крепления фонарей. Рекомендуемая высота установки фонарей – не менее 350 и не более 1500 мм от уровня земли. Правда, минимально дозволенная – 250 мм, но надо учесть, что груженый автомобиль может и «подсесть», поэтому впритык лучше не ставить. Оптимальная высота 400-800 мм, в зависимости от типа автомобиля.

Расстояние от боковой части автомобиля до внешнего края фонаря должно составлять не более 400 мм. В данном случае имеется в виду не край «передка», тем более что у многих авто его определить трудно, а от габаритной ширины автомобиля (без зеркал). Поэтому на практике лучше мерить не от края, а от центра, разделив габаритную ширину на 2 и отнимая расстояние от центральной оси авто до внешнего края светодиодного фонаря. Если в остатке получается менее 400 мм – все в порядке. Расстояние между внутренними краями видимых поверхностей фонарей – не менее 600 мм.

Важно также выбрать правильный угол установки крепежной скобы фонарей, чтобы обеспечить хорошую видимость огней – согласно инструкции фонари необходимо установить так, чтобы горизонтальный угол отклонения огней от направления движения составлял максимум 10°.

Установочные размеры LED Daytime Lights:
Philips Day Lights 4 – ширина 120,5 мм, высота 23,5 мм, глубина 30 мм
Philips Day Lights 8 - ширина 165,5 мм, высота 18,5 мм, глубина 35 мм

Установка фонарей ДХО

Итак, место установки выбрано, приступаем к установке. В комплект входит все, что вам потребуется, за исключением, естественно, инструмента, а именно: два светодиодных фонаря 12824WLEDX1, набор соединительных проводов с блоком управления, набор установочных материалов и инструкция по установке.

Если огни решено устанавливать в решетку, а не в нишу, к которой имеется свободный доступ, снимаем решетку. Затем очищаем и обезжириваем поверхность, к которой будет крепиться скоба – моющим средством и губкой, без применения растворителей и других агрессивных веществ. Затем берем вырезанный по форме скобы двусторонний скотч (в комплекте), снимаем защитную пленку с одной стороны и клеим скотч на скобу. Затем снимаем второй защитный слой со скотча, и крепим скобу в месте установки.

ВАЖНО: идущий от фонаря провод следует продеть в соответствующее отверстие скобы до ее установки. При этом сам фонарь в скобу вставлять не следует – он защелкнется, и извлечь его будет весьма проблематично (мера предосторожности для предотвращения кражи фонаря).

В принципе, можно обойтись и без скотча – просверлив предварительно дрелью отверстия по отметкам, нанесенным маркером сквозь крепежные отверстия в приложенной к месту установки скобе. В любом случае, со скотчем или по готовым отверстиям (естественно, меньшего чем саморезы, диаметра), фиксируем установочную скобу саморезами. Для установки на вертикальной поверхности фонарь можно закрепить и без скобы – воспользовавшись монтажными отверстиями с резьбой М5 в корпусе фонарей. Все еще не вставляя фонарь в скобу, переходим к монтажу блока управления.

Установка блока управления ДХО и коммутация проводки

В моторном отсеке выбираем место для размещения блока управления. Оптимальной будет установка вблизи аккумуляторной батареи и при этом подальше от двигателя – чтобы блок управления не подвергался избыточному нагреву. Других ограничений по месту установки нет, так как корпус блока полностью герметичен и водонепроницаем.

Блок управления подключается по стандартной схеме: красный провод на плюсовую клемму аккумулятора, а черный провод на минусовую. Третий провод, оранжевый, отключает ДХО при включении ближнего света (DRL4 и DRL5) или переводит работу фонарей в режим габаритных огней (DRL8 и DRL LightGuide), чтобы не слепить встречных водителей в темное время суток. Если оранжевый провод не подключать, фонари будут гореть ярко и при включенном ближнем свете, а это уже нарушение требований. Оранжевый провод от блока управления подключите на габаритные огни (или ближний свет). Затем отключите провода от лампы головного света – если все правильно, то на блоке управления загорится светодиод.

Затем с помощью входящих в комплект специального разъема нужно подключить фонари к блоку управления – вкладываем провода в разъем, и защелкиваем. При включенном двигателе необходимо проверить работу фонарей – они должны включаться автоматически при пуске двигателя, притухать при включении фар ближнего света и автоматические выключаться после остановки двигателя. На некоторых автомобилях фонари могут выключаться спустя 15–20 секунд после выключения двигателя – это нормально.

Если результаты проверки соответствуют ожиданиям, крепим блок управления, и только теперь фиксируем фонарь – вставляем в монтажную скобу и нажимаем до защелкивания. Теперь можно протянуть провода, уложить их в подкапотную часть и скрепить пластиковыми стяжками, которые входят в комплект поставки. При этом, естественно, провода нельзя крепить к трубкам радиатора, шлангам под давлением, топливопроводу и т.п. После того как провода уложены и закреплены – устанавливаем решетку с фонарями на прежнее место, включаем зажигание, отходим в сторонку и наслаждаемся результатом работы.

Резюмируем

С точки зрения здравого смысла, в установке ДХО смысл есть. Дневные ходовые огни (светодиодные) потребляют меньше энергии и служат дольше галогенных ламп. Кроме того, они больше бросаются в глаза, делая авто более заметным. Что касается правовых норм, пока что не совсем понятны последствия установки ДХО самостоятельно. Но в любом случае нужно определиться с таким важным моментом, как частота выездов за пределы населенных пунктов. Если вы регулярно ездите по трассе - ДХО явно не помешают. Если же вы ездите только по городу, в целесообразности установки ДХО особого смысла нет - проще включить ближний свет, раз в неделю выехав за город. Ну, и главное правило - если вы все же решили поставить дневные ходовые огни, выберете для них правильное место - не надо лепить куда попало, тем самым привлекая внимание сотрудников ГАИ.