8 июня 2015 в 14:22

33087 просмотров

Продавцы говорят, что клиент всегда прав. Так и есть. Но зачастую лишь до тех пор, пока он не купил автомобиль

АвтоПортал уже рассказывал, что решать вопросы с заводскими дефектами автомобилей в нашей стране проще без обращения в суд. Но вооружен тот, кто предупрежден. Поэтому мы считаем, что никому не будут лишними комментарии и рекомендации юристов.

Для того, чтобы предоставить информацию из первых уст, мы обратились в юридическую компанию Safir Consulting Group, с которой в формате интервью попытались разъяснить ключевые моменты, касающиеся гарантийного ремонта автомобиля.

АвтоПортал: В каких случаях можно поменять неисправный автомобиль по гарантии на новый? Какие обращения в сервис могут стать поводом для поднятия вопроса о замене бракованного автомобиля?

Safir Consulting Group: Действующим законодательством Украины предусмотрен единственный случай, когда собственник дорожного транспортного средства (он же - «потребитель» продукции) имеет право требовать гарантийную замену последнего. Итак, согласно ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей», абз. 2 п. 29 Порядка гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены дорожных транспортных средств (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минпромполитики Украины № 721, требование о замене ДТС может быть предъявлено в случае обнаружения в период гарантийного срока недостатка такого ДТС, которое будет признано «существенным». При этом, согласно Порядку существенным считается такой недостаток, который делает невозможным либо недопустимым использование ДТС в соответствии с его предназначением, либо такой, который может представлять угрозу для жизни Потребителя либо иных людей, либо такой, для устранения которого необходимы большие издержки труда и времени и который проявляется неоднократно после устранения.

В каждом отдельном случае «существенность» недостатка устанавливается по результатам технического осмотра автомашины, который может осуществляться как Продавцом, так и самой СТО, с привлечением специалистов самого Производителя. По результатам такого осмотра СТО (Исполнитель) либо Продавец/Производитель составляет рекламационный акт, в резолютивной части которого указывается решение последнего о признании недостатка в работе ДТС существенным, либо другое неудовлетворительное для собственника решение (о не подтверждении завяленного недостатка, о возникновении недостатка вследствие нарушения собственником требований эксплуатационной документации). Нужно учесть, что в случае, если собственник и Исполнитель не пришли к согласию по поводу причин возникновения недостатков ДТС, такое ДТС может быть направлено на экспертизу в аккредитованные лаборатории.

АвтоПортал: В каких случаях подлежат замене узлы и агрегаты?

Safir Consulting Group: Следует отметить, что согласно ст. 7 Закону Украины «О защите прав потребителей» Производитель (Исполнитель) обеспечивает надлежащую работу (применение, использование) продукции, в том числе комплектующих изделий, на протяжении гарантийного срока, установленного нормативно-правовыми актами, нормативными документами или договором. Особенности гарантийного ремонта или замены узлов либо агрегатов предусматриваются в гарантийных обязательствах Производителя (к примеру, в виде гарантийного талона по форме №1-гарант и № 2-гарант либо в другом эксплуатационном документе в разделе «Гарантийные обязательства Производителя»).

Гарантийные обязательства могут отличаться между собой у каждого из Производителей, по этому, в каждом отдельном случае необходимо внимательно ознакомиться с предоставленной гарантией. По общему же правилу замене подлежит та деталь, которая содержит существенный недостаток, то есть такой, который делает невозможным либо недопустимым использование ДТС в соответствии с его предназначением, либо такой, который может представлять угрозу для жизни Потребителя либо иных людей, либо такой, для устранения которого необходимы большие издержки труда и времени и который проявляется неоднократно после устранения.

АвтоПортал: в какой ситуации сервис может отказать в гарантийном ремонте автомобиля?

Safir Consulting Group: При покупке ДТС собственник наряду с прочими документами получает сервисную книжку, которая разрабатывается либо Производителем, либо Продавцом, либо ими совместно. Данная сервисная книжка содержит, в том числе, условия, при которых собственник лишается права на исполнение гарантийных обязательств. Такие условия разняться между собой у каждого из Производителей.

Однако, наиболее типичными являются следующие случаи:

 

  • Несвоевременное прохождение первого и/или очередного технического обслуживания в сервисном центре Продавца;
  • Осуществление любого ремонта и/или технического обслуживания вне сервисных центров Продавца;
  • При нарушении и/или неисполнении положений и/или прямых запретов, которые содержатся в документах на автомобиль, в частности в Инструкции по эксплуатации, которые привели либо могут привести к возникновению поломок, дефектов и т.д.;
  • Если на автомобиль установлены детали или аксессуары или иное оборудование, которые не санкционированы Продавцом и/или Производителем;
  • Если автомобиль попал в дорожно-транспортное происшествие или другую аварию, или был поврежден вследствие стихийного бедствия и/или противоправных действий третьих лиц, что привели или могло привести к выходу со строя деталей, узлов, агрегатов или автомобиля в целом;
  • Если автомобиль принимал участие в гонках, других соревнованиях, эксплуатировался в нестандартных условиях (повышенная влажность, длительная эксплуатация на дорогах, уровень воды на которых превышает 10 см, и т.д.)
  • При вмешательстве в системы компьютеров, сигнализации, аудиосистем, противоугонных средств; вмешательство в электрооснащение автомобиля вне официальных Сервисных центров Продавца, и т.д.

 

АвтоПортал: Что делать, если есть гарантия от сквозной коррозии, но машина начала ржаветь?

Safir Consulting Group: Как определено Порядком, гарантийный ремонт это комплекс операций по возобновлению исправности и работоспособности ДТС либо его составляющих частей, которые, которые обусловлены недостатками, на протяжении гарантийного прока эксплуатации. То есть, исходя из данного определения, гарантийный ремонт возможен в том случае, когда определенный недостаток стал причиной неисправности и потери работоспособности ДТС. Таким образом, если ржавчина не имеет последствием неисправность ДТС, вероятно собственнику такого ДТС откажут в проведении гарантийного ремонта.

В качестве дополнения к написаному выше, 10 ключевых рекомендаций:

 

  1. Если получаете от дилера отказ в гарантийном ремонте, обратитесь к руководству автосалона/сервисной станции
  2. Составьте претензию на сервисную станцию (в произвольном порядке с указанием подробным разъяснением ваших проблем)
  3. Потребуйте от исполнителя (продавца/станции) составить рекламационный акт (по Закону, на это отводится 3 дня). Обязательно требуйте второй образец акта! 
  4. Если дилер бездействует, звоните импортеру/дистрибьютору, который несет прямую ответственность за надлежащее обслуживание клиентов
  5. Если и импортер/дистрибьютор бездействуют, можно обратиться непосредственно на завод. Но, как рассказал нам один из топ-менеджеров по маркетингу, это практически бессмысленно - зачастую производитель попросту пересылает претензию/жалобу импортеру
  6. Получив отказ в ремонте или замене автомобиля (о возврате денег лучше забудьте), можете потребовать от исполнителя (дилера/станции) провести экспертизу за его счет в аккредитованных испытательных центрах и лабораториях. Проще говоря, можно обращаться в научно-исследовательский институт судебных экспертиз. Учтите, если результаты экспертизы докажут, что вы неправильно эксплуатировали авто - все расходы на выполнение экспертизы придется уплатить вам. И еще. Результаты экспертизы может оспаривать в суде и продавец, и покупатель.
  7. Не забывайте о территориальных органах по защите прав потребителей. Если не получается решать вопросы мирным путем - обращайтесь и сюда
  8. Сообщества. Если верить продавцам автомобилей, немалое влияние на решение по гарантийному ремонту имеют клубы и сообщества. Импортеры и дилеры зачастую дорожат отношениями с ними, поэтому любая утечка ненужной информации и ее огласка на форумах (а представители продавцов их читают регулярно) - может быть на руку владельцу бракованного автомобиля
  9. Как известно, средства массовой информации любят сенсации и громкие дела. Если есть что сказать - не стесняйтесь стучать в различные СМИ
  10. Вооружен тот, кто знает. К сожалению, законы в нашей стране не всегда работают, или вовсе не работают. Но знать и руководствоваться ими обязательно. 

 

АвтоПортал