Люки и панорамные крыши: плюсы и минусы дыр в потолке
Люк это хорошо. Панорамная крыша еще лучше. Ну, а отсутствие крыши в принципе и вовсе предел мечтаний при езде в теплое время года. Но какие неприятные сюрпризы могут таить в себе «дыры в потолке» автомобилей? Об этом знает АвтоПортал
Прежде всего, необходимо разобраться в конструкции люков и видах различного рода полуоткрытых крыш в авто. Немногие об этом знают, но на самом деле их гораздо больше, чем можно было бы предположить.
Плюсы и минусы разных люков и крыш
Подъемный люк. Наиболее распространенный тип люка для установки в «домашних условиях». У подъемных люков задняя сторона стекла поднимается с помощью рычага, поворотной ручки или специальной кнопки.
Плюсы
Минусы
|
Подъемные люки на новых авто встречаются довольно редко. Преимущественно в дешевых автомобилях или на б/у машинах, со списком которых можно ознакомиться в каталоге б/у авто.
Интегрированный сдвижной люк. Такой люк зачастую устанавливается на заводе-изготовителе автомобиля. Сдвигается в полость между крышей и обивкой потолка. Привод либо механический (поворотная ручка), либо электрический.
Плюсы
Минусы
|
Интегрированные люки широко распространены на современных автомобилях. Более того, практически все новые модели - начиная, скажем, от BYD F3 и заканчивая Audi A5.
Сдвижной люк. У сдвижных люков задняя кромка стеклянной крыши поднимается, и стекло сдвигается назад над крышей автомобиля. Привод либо механический (поворотная ручка), либо электрический.
Плюсы
Минусы
|
Сдвижные люки - редкость. Зачастую их ставят самостоятельно. В середине 2000-х годов их можно было встретить на Audi A3 и BMW 3-й серии в кузове универсал, но сугубо в топовых комплектациях, да еще и за доплату.
Подъемно-сдвижной люк. Подобен сдвижному люку, только сдвигается после поднятия задней кромки по направляющим назад - под углом к крыше автомобиля. Привод либо механический (поворотная ручка), либо электрический.
Плюсы
Минусы
|
Наиболее распространенной моделью с таким люком, пожалуй, является Hyundai Coupe предпоследнего поколения. Сегодня подобную конструкцию люка можно увидеть на новой версии Hyundai Sonata.
"Двойной" сдвижной люк. Состоит из двух последовательно расположенных стекол, где переднее зачастую сдвижное, а заднее – «глухое». Впрочем, нередко встречаются автомобили и с двумя сдвижными люками.
Плюсы
Минусы
|
Двойной люк - большая редкость для новых авто, для которых теперь чаще используют панорамный люк. А вот такие премиум-модели как, например, Mercedes E-класса (кузов W211) и Subaru Outback в прошлом предлагались с двойным люком. Из новых авто приходит на ум разве что UAZ Patriot, имеющих два люка, открывающихся вручную.
Складной люк. Фактически это каркас, обтянутый водонепроницаемым материалом, который при открывании сдвигается назад и складывается сборками у задней кромки проема.
Плюсы
Минусы
|
Матерчатые люки, можно сказать, ушли в небытие. Разве что на некоторых суперкарах используется нечто подобное. И то с натяжкой, поскольку на Bugatti или Lamborghini они снимаются, а не сворачиваются.
Складная крыша. По конструкции подобна складному люку, но позволяющая превращать автомобиль в «почти кабриолет».
Плюсы
Минусы
|
Складные крыши чаще всего можно встретить на имиджевых компатках вроде Fiat 500 или Citroen DS3. Из покинувших конвейер автомобилей можно упомянуть Citroen C3 Pluriel.
Панорамный люк. Панорамный люк дарит ощущение пребывания под открытым небом (при открытой шторке) и в зависимости от автомобиля и/или комплектации может либо приподниматься, либо полностью сдвигаться.
Плюсы
Минусы
|
На сегодняшний день новые авто с панорамными люками можно встретить все чаще. Преимущественно .это автомобили стоимостью от $25 000. Зачастую кроссоверы, премиум-седаны и минивэны. Также стоит упомянуть предыдущую Honda CR-V, у которой задняя панорамная крыша была раздвоенной (две части раздвигались и сдвигались, но открыть на проветривание нельзя было).
Панорамная крыша. Обеспечивает то же ощущение пребывания под открытым небом, что и панорамный люк. Но в отличие от последнего не открывается ни в одном направлении.
Плюсы
Минусы
|
Панорамные люки широко распространены на хетчбеках, микровэнах и небольших кроссоверах. Особенно часто встречаются на европейских машинах.
Панорамное стекло. Зачастую панорамное стекло встречается на автомобилях марок Opel (Meriva, Astra J) и Citroen (С3, С4 Picasso). Последняя называет такое стекло Zenith.
Плюсы
Минусы
|
О скрытых недостатках
Наверное, каждый автомобилист знает и понимает, что любой люк может дать течь. Ведь вода, она всегда найдет себе лазейку. Но имеют «дыры» в крышах и другие минусы, о которых мало кто задумывается.
Плохие дороги. Как бы не убеждали автопроизводители, что их люки/панорамные крыши не влияют на жесткость кузова, на наших дорогах эти убеждения ничего не значат.
В особенности это касается случаев, когда люка открыт. В таком состоянии при езде по нашим ямам, имитирующим настоящее бездорожье, механизм начинает быстрее изнашиваться и со временем может повлиять на герметичность (будет просачиваться вода) и привести к появлению посторонних шумов. Это является одной из причин запоздалого "пришествия" автомобилей с панорамными крышами, которые продавались в США и Европе достаточно давно, тогда как в Украине начали появляться у официальных дилеров всего 7-8 лет назад.
Пыль и грязь. В Украине, как известно, дороги не только плохие, но и грязные. Да и в принципе в нашей стране нехорошо обстоят дела с уборкой мусора в виде листьев, песка и прочего. Для люков это плохо.
Со временем всевозможный мусор буквально «впивается» в труднодоступные места конструкции и, как результат, может привести к вышеуказанным последствиям или даже выходу из строя электрической системы открывания (если таковая присутствует). Ухудшает ситуацию тот факт, что извлечь листья или песок может оказаться не только сложной, но и дорогостоящей процедурой.
Зима. При сильных морозах люки склонны к поскрипыванию и выдаче раздражающих звуков. Впрочем после дождя возникновение шумов тоже не исключено.
Для тех, кто любит ездить в тишине и без «сверчков» - фактор немаловажный.
Ремонтопригодность. Если речь идет о панорамных люках и крышах, которые изначально являются дорогими, автовладелец может столкнуться с большими расходами при замене крыши/люка, если на автомобиль вдруг упал сверху камень или, например, автомобиль попал под сильный град.
Замена люка/крыши будет стоить дороже, нежели «вытягивание» металла.
Бесполезность панорамной крыши. Рекламные буклеты заставляют нас восторгаться небом над головой и пьянящим видом на горы при езде по серпантинам. Забудьте. Так не получится.
Причина тому проста. Практически на всех автомобилях (за исключением дорогих) стеклянная крыша нагревается. Пусть и не очень сильно, но достаточно для того, чтобы в жару мозг водителя или пассажира «вскипел». Как результат – крыша закрывается защитной тканью, а автомобиль превращается в машину без «панорамки». Как зимой? Тоже вряд ли получится любоваться Карпатами хотя бы потому что снег засыплет крышу. Да и не исключено, что будет тянуть не особо приятным холодком. Осенью - куча листьев... Вывод: плюсы панорамной крыши заключаются лишь в возможности подъезжать под самый светофор, чтобы видеть сигнал снизу, и в возможности любоваться звездами в теплый летний вечер.
ДТП. Вряд ли каждый из читающих эту статью может позволить себе автомобиль марки Mercedes-Benz, практически все модели которой имеют систему Pre-Safe. В случае аварии она автоматически закрывает люк. А если такой системы нет, а люк открыт? А, если это еще и панорамный люк на весь потолок? А, если при этом задние пассажиры не пристегнуты, что в нашей стране скорее норма, нежели исключение?
На самом деле таких «а, если» можно найти много, но в любом случае о худшей безопасности машин с «дырами» в потолке забывать не стоит.
Забывчивость. Казалось бы мелочь, но нет. Некоторые автовладельцы порою забывают закрывать или хотя бы прикрывать люки.
И, конечно же, по закону подлости, именно в этот день может пойти дождь или снег. Чем это чревато, объяснить не надо.
Если достоинств больше
Каждый автомобилист сам решает, что ему важнее – панорамный люк или ароматизатор воздуха, хром-пакет или антикрыло. Дело сугубо личное, так как недостатки и достоинства в определенной степени являются субъективными. Если вы все же решитесь на покупку авто с «дырой» в крыше, помните основные рекомендации:
- Не ездите с открытым люком по бездорожью. Это дает дополнительную нагрузку на механизм и, как результат, приведет или к появлению посторонних шумов, или к выходу из строя самого узла.
- Очищайте механизм от разного рода мусора. Это увеличит срок эксплуатации и предупредит протекание и/или заедание
- Для сохранения эластичности уплотнителей смазывайте их раз в 3-4 месяца глицерином
- Время от времени нужно ухаживать за механизмом открывания/закрывания люка. В помощь – смазки, силикон и другие смазочные материалы.
- Люк желательно как можно чаще держать открытым (исключение - бездорожье). Это избавляет стекло люка и резиновое уплотнение от избыточной деформации
Что касается стоимости установки люка после покупки автомобиля, это удовольствие может обойтись от 100-150 (за самый простой люк, с работой) до 1000 долларов за врезку панорамного люка. Если заказывать люк или панорамную крышу в качестве опции, отталкиваться нужно от 250-300 долларов до нескольких тысяч долларов, в зависимости от модели и производителя. Для примера, доплата за панорамный люк для Audi Q5 составляет почти 20 тысяч гривен (в США - $1 500), тогда как новые Nissan X-Trail или Honda CR-V предлагаются с панорамным люком без доплаты, но в определенных комплектациях, ознакомиться с которыми можно в каталоге новых авто.
P.S. Самая безопасная и беспроблемная "дыра" в крыше: