20 февраля 2014 в 11:45

5326 просмотров

В рамках круглого стола на церемонии «Автомобиль года в Украине 2014» обсудили текущие проблемы отрасли

«Градус дискуссии достаточно низкий – это хороший знак. Это говорит о том, что проблемы у всех одинаковые, и мы это уже для себя поняли. Я соглашусь с предыдущими ораторами: на самом деле нет условий для развития бизнеса в стране – и в этом, собственно, есть главная проблемаи для людей, которые занимаются производством, и для импортеров», - говорит Артем Ткаченко, руководитель автомобильного бизнеса «Ви-ДиГруп». Он – один из спикеров, которые собрались за круглым столом в рамках финальной церемонии «Автомобиль года в Украине 2014», чтобы проанализировать текущиепроблемы в автомобильной отрасли в стране, а также найти пути их решения.

За этим же столом – весь цвет украинского автобизнеса: представители крупных дилеров, импортеров, профильных ассоциаций, украинских производителей, банков. Но Ткаченко высказывает позицию, с которой согласны все: говорить им сегодня не о чем. Низкий градус дискуссии – формулировка предельно осторожна. Дискуссии нет вообще. За полтора часа – всего один вопрос от журналистов. «В стране и так настолько сильное противостояние, что если мы еще начнем бодаться…», - отвечает генеральный директор ассоциации автоимпортеров ВААИД Олег Назаренко на вопрос модератора о низкой активности участников.

Единственная проблема, которую традиционно (но в этот раз - обоюдно) озвучивают игроки рынка: при действующих условиях ведения бизнеса работать нереально. «Все зависит от страны, а мы здесь просто актеры», - поддерживает его иностранный коллега, директор представительства «Строен-Украина» ЛоикСибрак. По его словам, в Украине все так изменчиво, что прогнозировать рынок более чем на три месяца – нереально.

Игроки называют две причины, по которым 2013 год стал пятым кризисным подряд по счету для авторынка. «Рынок зависит от покупательской способности, то есть, от доходов граждан. Это, наверное, ключевой вопрос, который определяет и отвечает на вопрос, когда наш рынок будет тот, который мы помним в 2006, 2007, 2008 годах. Хотя, я хочу заметить: уровень пошлин (на тот момент, как казалось, запретительных) не должен был создавать такого потенциала и возможностей для роста.

Рынок находится исключительно в экономической плоскости и возможности людей платить за продукт, который они потребляют», - говорит генеральный директор завода «Еврокар» Олег Боярин, честно сознаваясь, что не открывает ни для кого Америку. «Рынок падает только по той причине, что доходность населения значительно уменьшается. У нас нет среднего класса, у нас сокращаются рабочие места, потому что производство не поддерживается», - продолжает он. Боярин предлагает игрокам наращивать рабочие места – как вариант решения проблемы.

Его дополняет Артем Ткаченко. По словам эксперта, покупательская способность определяется не только уровнем дохода, но и готовностью приобретать товары. «Все мы прекрасно понимаем, что в 2008 году, когда рынок установил рекорд, и было продано 630 тыс. автомобилей, уровень дохода наших граждан не был в три раза больше», - говорит Ткаченко и апеллирует данными январского индекса потребительских настроений GFK. Тот показал самое низкое значение за последние три года.

Люди не только не могут купить автомобиль – они не хотят его покупать, даже если есть деньги. У них нет уверенности в завтрашнем дне. Эксперты отмечают интересную тенденцию: на фоне падения рынка новых авто мы наблюдаем существенный рост продаж подержанных автомобилей. Олег Омельницкий, директор ИАГ «AUTO-Consultung», приводит статистику: в целом в 2013 году продажи новых автомобилей упали на 7,4%, при этом рынок б/у авто вырос на 49%. «Похоже, возвращается мода 90-х», - вскользь замечает Омельницкий.

Чтобы «первичку» лучше покупали – нужны посильные кредитные программы, утверждают игроки, сетуя на высокие ставки по автокредитам в банках. «Розничное кредитование исчезло как класс», - заявляет Вахтанг Васадзе, вице-президент корпорации «Укравто». «Ставки не будут снижаться», - парирует ему Галина Жукова, представитель «КредиАгриколь Банка». Она объясняет: в условиях, когда ставки по депозитам доходят до 20%, кредиты просто не могут дешеветь.

«Перспективы для снижения ставок – только улучшение общей экономической ситуации», - говорит Галина. По ее словам, брать на себя дополнительные риски банки не будут. Что делать в ситуации, когда доходность граждан падает, желания покупать автомобили у них нет, а кредиты дорожают, участники так и не решили. Стало ясно одно: рынок не увеличивается – он меняет свою структуру. И если раньше банки активно разрабатывали программы для кредитования новых автомобилей, то теперь появилась огромная ниша – поддержанные авто, продажи которых бьют рекорды. Поэтому вполне вероятно, что скоро мы станем свидетелями новой тенденции на рынке автокредитов: конечно, при условии, что банки рискнут заработать и займутся автомобильной «вторичкой».

Екатерина Мелеш, генеральный директор «Финансовой компании «Центр Финансовых Решений» (ТМ «КредитМаркет»)

На правах рекламы