Автомобили в залоге: рынок спасет кредитная "вторичка"? rss

12 марта 2009 в 12:41 • 2671 просмотр • Прокомментировать новость

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!

Рынок автомобилей с пробегом в Украине до недавнего времени вызывал интерес лишь у незначительной части игроков.

Прошлогодний рекордный рост автопродаж новых авто (более 600 тыс. единиц) позволял крупным трейдерам не обращать внимание на вторичный рынок. Сегодня для них это непозволительная роскошь. В условиях обвала рынка претензии на долю еще не разделенного пирога заявили практически все крупные игроки.

Кроме того, массовые неплатежи по автокредитам спровоцировали динамичный рост рынка залоговых автомобилей, что заставило автотрейдеров задуматься о новых схемах продаж авто с пробегом. Развитие рынка вторичных, в том числе залоговых, автомобилей позволит в той или иной степени удовлетворить интересы всех участников процесса: банкиров, автотрейдеров, заемщиков и потребителей. Однако сегодня существует ряд проблем, которые затрудняют продажу автомобилей, находящихся в залоге.

Сегодня банки в большинстве своем справляются с реализацией небольшого количества залоговых авто своими силами, размещая предложения на корпоративных сайтах. Вместе с тем, эксперты уверяют, что уже к лету количество конфискованных и возвращенных авто вырастет до 150 тыс. При этом в зоне риска окажутся в первую очередь кредиты, которые были выданы в 2007-2008 годах: "благодаря" росту курса доллара, ежемесячные выплаты с августа 2008 года увеличились практические вдвое в гривневом эквиваленте.

Дилеры намерены развивать реализацию залоговых автомобилей наряду с услугой "trade-in" (обмен старого автомобиля на новый с доплатой). Это направление бизнеса существует уже довольно долго, однако обвал первичного рынка заставил дилеров по-настоящему серьезно обратить свое внимание на развитие трейдовых продаж - по примеру европейских стран, где доля официальных представителей брендов во внутренних перепродажах достигает 50%.

Однако, по словам представителей рынка, существующее налоговое законодательство существенно тормозит развитие этого сегмента, делая его либо нерентабельным, либо незаконным.

По словам юриста ЮФ "Magisters" Ярослава Олейника, при покупке залогового автомобиля все участники правоотношений имеют те же риски, что и при покупке авто, не находящегося в залоге. Кроме того, существуют дополнительные риски, связанные с отягощением предмета отношений.Нужно понимать, что собственник может продавать авто, находящееся в залоге, и/или предоставлять права пользования/управления им, в том числе через доверенность, только с согласия залогодержателя авто. Иначе соответствующая сделка может быть признана недействительной в судебном порядке, подчеркивает юрист.

"Однако существует нюанс, что соответствующая сделка признается недействительной только в том случае, если покупатель является недобросовестным. То есть если на момент совершения операции с авто без согласия залогодержателя такое авто действительно находилось в залоге и соответствующее отягощение было зарегистрировано в госреестре отягощений движимого имущества. Или же такое авто действительно находилось в залоге, документы на авто содержали оговорку о возможном отягощении авто и отсутствовал документ залогодержателя, свидетельствующий о прекращении отягощения", - сообщил Я.Олейник.

Если кредит на автомобиль был погашен, то для осуществления сделки продавец должен предоставить покупателю справку от залогодержателя о прекращении договора кредита/залога автомобиля и освобождения авто от каких-либо отягощений.

Если же покупатель с согласия банка получил право собственности на залоговый автомобиль до прекращения обязательства, обеспеченного залогом, залог считается действительным и действующим, а приобретатель получает все права и обязанности залогодателя по соответствующему договору залога, если другое не будет оговорено с банком, отмечает юрист.

Покупатель, по словам Я.Олейника, должен сам побеспокоиться о сборе информации относительно автомобиля, права собственности или пользования на который он хочет получить, в частности, проверив наличие:

- паспорта и справки о присвоении идентификационного номера собственника авто;
- согласия супруги собственника авто или лица, с которым он проживает одной семьей без заключения брака, на совершение операции с авто, а также его/ее паспорта и справки о присвоении идентификационного номера;
- документов на авто (свидетельство о регистрации, договор купли-продажи);
- информации об отягощениях или их отсутствии в государственном реестре отягощений движимого имущества;
- согласия залогодержателя на операцию с авто или документа залогодержателя, свидетельствующего о прекращении отягощения авто.

По мнению юриста, банки также рискуют, в частности, не получить деньги от продажи авто в счет погашения кредитных обязательств в случае реализации залогодателем залогового имущества. Впрочем, этот риск, по словам юриста, банки нивелируют за счет построения схемы контроля над передачей прав на залоговое имущество.

Таблица 1. Оценка залоговых автомобилей, выставленных на продажу некоторыми банками Украины*

Марка

Модель

Банк

Объем дв-ля, л

Пробег, км

Год пр-ва

Цена оценщика

Цена эксперта, $**

"Daewoo Lanos"

"Lanos"

"Финансы и кредит"

1,5

74 680

2006

$7260

4800

"Skoda"

"Octavia A5"

"Укргазбанк"

1,6

55 000

2008

$16900

13000

"Mitsubishi"

"Lancer EX GT"

"Укргазбанк"

2,0

30 000

2007

$20000

13000

"Nissan"

"Micra GEE-L"

"Укргазбанк"

1,4

73 600

2007

$11320

8000

"Hyundai"

"Getz"

"ВТБ Банк"

1,4

46 000

2006

$8000

6000

"Volkswagen"

"Polo"

"ПриватБанк"

1,4

20 000

2007

112702 грн.

10000

* - выбор залоговых позиций субъективен
** - оценка проведена экспертами "АвтоБрокер Консалтинг"



liga.net


Понравилась новость?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: