Что нам предлагают под видом тормозной жидкости

14 апреля 2010 • АвтоПортал • 17321 просмотр • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



Каждый автомобилист знает, что самое главное в машине – это тормоза. Ну а надежность и безотказность тормозной системы напрямую зависит от свойств применяемой тормозной жидкости.


Это понимает любой водитель. В тоже время многообразие марок тормозных жидкостей на прилавках магазинов затрудняет выбор потребителя, а иногда и настораживает - все ли продукты качественные, или хотя бы работоспособные.

При этом в Украине нет ГОСТа, который бы регламентировал характеристики этого продукта, все они изготовлены по собственным техническим условиям (ТУ).

Специалисты столичного Института потребительских экспертиз решили проверить основные показатели 17 марок тормозных жидкостей, по которым можно судить о надежности жидкости в эксплуатации, и узнать, что же нам продают в автомагазинах под видом «качественной» тормозной жидкости.

Участники

Участие в тесте приняли практически все марки тормозных жидкостей, представленных в торговых сетях.

Эксперты закупили в специализированных магазинах и на рынках 17 марок тормозных жидкостей, из них восемь украинского производства (ТСХ - Химреактив, Велвана, Океан, ПП «ЛЮМО» (ВАМП Премиум (DOT 5.1), Гост,  РОСЬ Соболь,  РОСЬ Полюс) МФК, четыре - российского производства: РОСДОТ 4 (Тосол-Синтез), LUXE (Дельфин Индастри), Аляска  и Ойлрайт (ТЕКТРОН), один белорусский образец (Ваксойл) и три представителя «дальнего» зарубежья (Castrol, Mobil, Liqui Moly).

Все они по утверждению производителей, кроме ВАМП Премиум (DOT 5.1), принадлежат к классу DOT 4.

DOT (сокр. от United States Department of Transportation) - классификация требований к тормозным жидкостям, разработанная американским.транспортным департаментом.

Образцы были опечатаны и доставлены сразу в две независимые друг от друга лаборатории, сертифицированные на подобного рода работы.

Таким образом, при дальнейшем сравнивании полученных результатов,  гарантировался объективный результат.

Как оценивали жидкость

Тормозная жидкость передает давление от главного тормозного цилиндра к колесным, то есть передает усилие от педали тормоза к тормозным колодкам.

Это вещество предназначено для работы в сложных условиях, поэтому в лабораториях образцы тормозных жидкостей проверялись по шести основным показателям -  температуре кипения сухой и увлажнённой жидкости, уровню рН, плотности, содержанию воды, вязкости при разных температурных режимах.  Но обо всём по порядку.

Как известно, в процессе торможения автомобиля выделяется много тепловой энергии, которая частично уводится набегающим потоком воздуха, а частично поглощается гидроприводом, причём роль теплоносителя выполняет и тормозная жидкость.

Если жидкость, не дай Бог, закипит, то образовавшиеся паровые пробки могут привести к отказу тормозов. Поэтому одним из самых главных показателей качества тормозной жидкости является температура кипения.

Различают две температуры кипения тормозной жидкости: температуру кипения «сухой», ненасыщенной влагой жидкости, и «увлажненной», содержащей до 3,5 % влаги (температура кипения «увлажненной» косвенно характеризует температуру, при которой жидкость будет "закипать" через 1,5-2 года ее работы в гидроприводе тормозов автомобиля).

Весьма важны и низкотемпературные свойства жидкости, особенно в условиях наших  зим. Эти свойства нормируются кинематической вязкостью жидкости при минус 40 °С. Вязкость должна быть не выше нормируемых значений.

Иначе нарушится текучесть жидкости через каналы и отверстия тормозной системы, что приведет к снижению быстродействия или даже отказу тормозов. При этом отказ может произойти при любой отрицательной температуре.

Антикоррозионные свойства  жидкостей оценивали косвенно - по водородному показателю рН. В спецификациях изготовителей обычно нормируется диапазон значений 7,0 - 11,5 ед.  При значении рН ниже 7,0 возможна коррозия черных металлов, а при рН выше 11,5 - возможна коррозия алюминиевых сплавов.  Оба вида коррозии недопустимы в тормозной системе.

Анализ результатов испытаний

Эксперты разбили результаты тестирования на несколько групп:

Категория «Рекомендуемые»

Категория лидеров по проверенным показателям. В этой категории 5 образцов из 17. Все они соответствуют международным требованиям к тормозным жидкостям класса  DOT-4. 

Это три импортных образца Castrol, Mobil и Liqui Moly, и два «наших» - российский и украинский бренды: РОСДОТ 4 (Тосол-Синтез) и Velvana Дот-4 (СП «Велвана»).

Категория «Условно рекомендуемые»

Здесь оказалось три образца  Sintec  (ТОВ «ТСХ-Химреактив»), VAMP Premium 5.1 и Аляска (ООО «Тектрон»). Образцы не соответствуют требованиям класса  DOT-4 по температуре кипения. Но эти же значения с запасом соответствуют классу DOT-3..  Образец  Аляска Дот-4 имеет небольшое отклонение по вязкости при - 40 °С, но поскольку это значение не выходит за пределы требований DOT-4,  его можно считать приемлемым. Образец  VAMP Premium 5.1 стоит особняком.

При отличных показателях для класса DOT-4,  он не дотягивает до своих заявленных характеристик - жидкости класса 5.1 по классификации ISO - 4925.  Кстати, жидкостей этого класса даже среди импортных пока немного.  Новые, более жесткие, требования (класс 5.1 и класс 6) по классификации ISO - 4925 обусловлены применением в тормозах систем ABS, ESP нового поколения.

Категория «Под вопросом»

В этой категории оказалось 5 образцов. У двух образцов Ойлрайт (ООО «Тектрон») и LUXE (ЗАО «Делфин Индастри») имеются отклонения по температуре кипения увлажненной жидкости даже для класса  DOT-3, не говоря о заявленном для этих марок DOT-4.

То же можно сказать о трех образцах производителя ПП «Люмо» - Гост, РОСЬ Соболь, РОСЬ Полюс. У этих образцов имеются отклонения от требований DOT-3 и DOT-4 и по вязкости при - 40 °С: значения на 10 - 15 % выше допустимой нормы.

Категория «Не рекомендуемые»

Здесь из исследованных 17 оказалось 4 образца. У образцов Океан Дот-4  и МФК Дот-4  вязкость при - 40 °С выше нормы на  60 - 90 %, но по крайней мере соответствуют температуре кипения.

У образцов  Super DOT - 4 (ТОВ «Экспохим»),  и Vaxoil Дот - 4 (ООО «Ваксойл») полностью неприемлемая картина:  вязкость при - 40 °С выше нормы в  4 - 6 раз (!!) и не соответствует температура кипения увлажнённой жидкости.

Образец Super DOT - 4 (ТОВ «Экспохим») может также  вызвать коррозию стали и чугуна деталей системе торможения.

Итоги исследования

К сожалению, из исследованных 17 образцов тормозных жидкостей заявленному классу DOT-4 полностью соответствуют только 6. Это три импортных образца (Castrol, Liqui Moly, Mobil), один  российский: РОСДОТ 4 (Тосол-Синтез); и два украинских образца: Velvana Дот-4 (СП «Велвана») и VAMP Premium 5.1 (ТОВ «Вамп»). Классу DOT-3 (но при заявленном DOT - 4) соответствует  Sintec (ТОВ «ТСХ-Химреактив»)  и с небольшим допущением Аляска (ООО «Тектрон»).

Из 17 марок тормозных жидкостей 9 имеют отклонения от требований DOT-3 и DOT-4 в первую очередь по низкотемпературной вязкости (у двух образцов отклонения совершенно неприемлемые). В ряде случаев имеются отклонения и по температуре кипения.

Изготовителям жидкостей с отклонениями можно порекомендовать в первую очередь доработать низкотемпературные свойства жидкостей. Здесь можно отметить, что тормозная жидкость является материалом, отвечающим за безопасность жизни участников дорожного движения.  Исходя из этого,  невыполнение технических требований является уже юридическим нарушением с серьезной ответственностью.

Потребителям же эксперты Института потребительских экспертиз рекомендуют покупать жидкости крупных производителей, которые не только показали лучшие результаты в тесте, но и имеют одобрения, допуски автопроизводителей.

Если говорить о соотношении «цена - качество», то победителями нашего теста можно считать образцы: РОСДОТ 4 (Тосол-Синтез); Velvana Дот-4 (СП «Велвана»). VAMP Premium 5.1 (ПП «ЛЮМО») тоже мог бы войти в группу лидеров, если бы на его упаковке чётко значилось значение DOT  4. При технических показателях, мало отличающихся от дорогих импортных образцов, эти жидкости имеют намного меньшую цену.

Что ж, остаётся только напомнить автолюбителям, что тормозную жидкость рекомендуется менять как минимум раз в два года, ведь от этого зависит зачастую не только безопасность, но и жизнь.

Требования классификаций DOT к тормозным жидкостям:

Требования Т кип, °С Т увл, °С рН Вязкость   (- 40 °С)
ISO-4925 для DOT 5.1

не ниже 260

не ниже 180

7,0...11,5

не выше 900

FMVSS 116 для DOT-4

не ниже 230

не ниже 155

7,0...11,5

не выше 1800

FMVSS 116 для DOT-3

не ниже 205

не ниже 140

7,0 ...11,5

не выше 1500

Итоговая таблица результатов тестирования:

 

Производитель Марка Т кип, °С Т увл, °С рН Плотность
г/см3
Вода, % Вязкость
(- 40 °С)
Качественные

Castrol

Castrol DOT-4

258

169

8,14

1,069

0,15

1217

Liqui Moly

Liqui Moly DOT-4

259

157

9,27

1,033

0,12

1021

Mobil

Mobil DOT-4

258

155

9,08

1,047

0,16

1037

Тосол-Синтез

РОСДОТ-4

250

159

8,64

1,077

0,09

1412

ЗАТ СП «Велвана»

Velvana

Дот-4

230

158

7,75

1,077

0,09

1229

Работоспособные

ТОВ «Вамп»

VAMP Premium

Дот 5.1

257

172

8,14

1,073

0,30

1188

ТОВ «ТСХ-Химреактив»

Sintec Дот-4

227

159

8,33

1,065

0,37

1314

ООО «Тектрон»

Аляска

Дот-4

215

142

8,0

1,061

0,04

1606

Под вопросом

ООО «Тектрон»

Ойлрайт

Дот-4

230

138

7,52

1,056

0,07

1443

ЗАО «Делфин Индастри»

Аляска Дот-4

229

138

7,97

1,056

0,07

1547

ПП «Люмо»

Гостовский Дот-4

246

160

8,85

1,079

0,107

1989

ПП «Люмо»

Рось, Соболь Дот-4

245

161

8,78

1,08

0,31

2007

ПП «Люмо»

Рось, Полюс Дот-4

248

159

8,63

1,08

0,116

2027

Не рекомендуемые

 

ТОВ «Океан»

Океан ДОТ-4

243

162

8,61

1,094

0,1

2938

 

Днепропетровский

з-д

 

МКФ Дот-4

 

228

 

163

 

8,62

 

1,097

 

0,66

 

3442

ТОВ «Експо-Хим»

SUPER  Дот-4

235

133

5,4

1,069

0,05

8195

ООО «Ваксойл»

Vaxoil Дот-4

235

132

8,42

1,077

0,09

12961


Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: