Какого качества топливо на киевских заправках

2 апреля 2010 • АвтоПортал • 63223 просмотра • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



Эксперты столичного Института потребительских экспертиз провели рейд по заправкам Киева с целью проверить качество наиболее популярного «девяносто пятого» бензина и дизельного топлива в период повышения цен.


Дешевый «Евро» против «простого 95-го»


Отбор проб произошёл на АЗС десяти компаний, которые, по сути, и формируют столичный рынок, а именно Укртатнафта, ОККО,  Лукойл, ТНК, Shell, Укравто, ANP, КЛО, Рось, БРСМ.

На некоторых станциях эксперты приобрели «просто 95-й», а на АЗС ОККО и БРСМ - топливо с приставкой «ЕВРО». При этом цена этих образцов отличалась от конкурентов  всего на несколько копеек. То есть эти АЗС предлагают А-95 ЕВРО в том же сегменте, что и обычный А-95-го других сетей. 

Пробы были отправлены в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам старого ДСТУ4063-2001. Дело в том, что в Украине в данный момент параллельно действую два стандарта качества бензина. Старый ДСТУ 4063-2001 «Бензини автомобільні» и новый ДСТУ 4839:2007 «Бензини автомобільні підвищеної якості».

Соответствие бензина новому  ДСТУ 4839:2007,  во-первых, указывает на его улучшенные экономические и эксплуатационные характеристики, во-вторых, на соответствие европейскому стандарту Евро 4. В частности  в стандартах Евро зафиксированные требования, как к работе двигателя, так и качеству бензина, которые учитываются в новых европейских марках автомобилей.

То есть, чтобы получить заявленные характеристики работы автомобиля нужно заправлять его соответствующим топливом. Кстати, чтобы отличить топливо соответствующее новому ДСТУ в его названии предусмотрели приставку «ЕВРО».

Самый главный вывод, полученный в лаборатории - все образцы уложились в норматив старого ДСТУ, а некоторые подтвердили свое соответствие новому стандарту!

Никто из испытуемых не нарушил пускай и «мягкий» старый ДСТУ, хотя результаты оказались разнообразными.

При этом АЗС «ОККО» подтвердили свое право указывать на стелах новую марку топлива «А-95 ЕВРО». Топливо этих заправок уложилось в требования нового ДСТУ, этот факт, кстати, подтвердился сертификатом соответствия.

А вот АЗС БРСМ, как оказалось, продает обычный А-95, этот бензин с запасом поместился в нормы старого ДСТУ, но не дотянул до нового.

В целом исследованию подверглись следующие параметры - октановое число, массовая доля серы и бензола, суммарная доля ароматических углеводородов.

Первым делом был проверен самый главный для работы двигателя параметр - октановое число, которое характеризует стойкость топлива к детонации - преждевременному  сгоранию бензина в камере сгорания.

Детонация вредна для мотора не только повышенным расходом топлива и снижением мощности, но и преждевременным износом двигателя из-за лишних нагрузок.

Октановое число можно определить двумя методами - исследовательским и моторным. Методы отличаются только условиями проведения испытаний, но при использовании моторного метода октановое число будет ниже.

В нашем случае октановое число измеряли по моторному методу, при котором установка (одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия) имитирует нагрузку на реальный двигатель. Согласно этому методу норматив установлен на уровне 85,0 по-новому ДСТУ и 82,5 по-старому ДСТУ.

Невероятно, но факт - вся «десятка» не просто уложилась в норматив нового ДСТУ, а продемонстрировала запас прочности в несколько десятых единиц.  «Запас» колебался от 85, 2 у ANP до 85.5 у Лукойла.

Далее эксперты проверили ещё один важнейший показатель - содержание серы.  Если её в топливе слишком много, это  приводит к образованию нагара, загрязнению топливных форсунок и «убивает» катализаторы. К тому же становится «грязнее» выхлоп и в воздух, которым мы дышим, попадают очень опасные окислы.

Старый ДСТУ для «обычного» 95-го предусматривает содержание серы не более чем 0,015%, новый же ДСТУ для А-95 ЕВРО требует не более 0,005%.

Победителями в этой категории оказались ОККО и Укравто (0,0010%)! Эти показатели соответствуют нормам нового отечественного стандарта и ещё более современного европейского стандарта ЕВРО 5, а это значит, что на этих АЗС продают высококачественный «евробензин» производства западных НПЗ.

Причём если на Укравто стоимость составила 8.39 грн. за литр (цена указана на период отбора проб - 13.03.2010), то за аналогичный бензин на ОККО просили как за обычный украинский - 7.99 грн/литр.

У остальных участников сера колебалась в районе 0,01%, что указывает на то, что это топливо произведено согласно старому ДСТУ на отечественных НПЗ, так как заводы европейского союза могут производить топливо только согласно действующим нормам Евро 5.

Нас удивило большое содержание серы в топливе таких сетей как, например, Shell. Но, оказалось, что всё в порядке, согласно сертификатам соответствия топливо А-95 этих АЗС сертифицировано по-старому ДСТУ и изготовляется украинским НПЗ.  То есть, к чести испытуемых, все уложились в нормы правда разных ДСТУ.

Ещё один немаловажный параметр - содержание бензола. Повышенная концентрация бензола наносит большой вред, как окружающей среде, так и автомобилю. Не испаряясь целиком бензол способен смывать масляную пленку, что приводит к повышенному износу цилиндров двигателя.

Согласно старому ДСТУ массовая часть содержания этого вещества в бензине не должна превышать 5%. Новый ДСТУ нормирует объемную часть содержания бензола на уровне не более 1%.

Опять же, уложились все, при этом подтвердили своё соответствие новому ДСТУ и европейское происхождение ОККО и Укравто. Бензол в этих бензинах сведён к минимуму.

При проверке массовой доли ароматических углеводородов сюрпризов также не обнаружилось. Для справки - при увеличении содержания «ароматики» растет токсичность выхлопа, а в камере сгорания образуется больше нагара. Все показатели - в границах допуска.

И что же в результате? Проверенные АЗС Укртатнафта, Лукойл, ТНК, Shell, ANP, КЛО, Рось, БРСМ продают «честное» украинское топливо.  Оно хоть и «далеко» от европейских стандартов, но вполне пригодно для заправки почти любого автомобиля.

ОККО и Укравто предлагают своим клиентам европейское топливо высокого класса. А сеть АЗС ОККО по праву указывают марку топлива в соответствии с новым ДСТУ - «А-95 ЕВРО».

 Укравто сильно проигрывает в цене. Поэтому первое место по соотношению «цена-качество» эксперты отдали сети АЗС ОККО, поскольку цена литра А - 95 ЕВРО, этой сети практически идентична цене «обычного» украинского бензина в других сетях.

Особое внимание эксперты уделили известной столичной сети «КЛО». Недавно на ряде интернет - сайтов появилась «информация», о якобы нарушениях, обнаруженных в топливе этой сети. К счастью для автолюбителей, «слухи» не подтвердились. Качество бензина на «КЛО» полностью отвечает нормативам ДСТУ 4063-2001 «Бензини автомобільні».

«Солярка» против «Евро-4»


В сертифицированную лабораторию отправились образцы дизельного топлива ЕВРО 4 и «солярка» производства отечественного НПЗ.

Конкретнее, эксперты приобрели  образцы дизельного топлива с АЗС ТНК, Лукойл, ОККО, ANP, WOG, КЛО (премиум), Укртатнафта (премиум)  и только-только появившееся топливо Shell V-power Diesel (премиум).

Исследования проводились по разным методикам - «евродизель» проверяли на соответствие нормам новейшего ДСТУ 4840:2007 к топливу вида II, а  «просто солярку» - по ДСТУ 3868 - 99.

Самое главное различие между ними - содержание серы в топливе. Если для обычного дизтоплива допускается до 0,2 процента, то в EURO 4 - не более 0,005.

Что называется, ощутите разницу. А ведь высокое содержание серы в топливе это не только колоссальный удар по экологии, но и по двигателю. Из-за серы увеличивается износ деталей двигателя, сокращается срок службы масла, ускоряется выход из строя деталей, ответственных за выброс вредных веществ (лямбда-зонды, нейтрализаторы).

Кроме массового содержания серы, образцы были проверены по таким параметрам, как цетановое число, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле и граничная температура фильтруемости.

Важнейший показатель качества дизтоплива - цетановое число, которое определяет промежуток времени от впрыска топлива в цилиндр до начала его горения. Чем оно выше, тем более спокойно и плавно горит топливная смесь и тем лучше и плавнее работает двигатель.

Согласно украинскому стандарту для «обычного» дизеля,  цетановое число дизтоплива должно быть не менее 45 единиц. А вот для топлива с приставкой «евро», оно уже должно быть не ниже 51 единиц.

Именно на последнее значение рассчитаны современные быстроходные дизели,  из-за чего в случае заправки такого автомобиля  нашей «соляркой», может упасть мощность, а двигатель будет работать жестче.

В этот раз настоящий «евродизель» был приобретён только на двух АЗС - Shell (V-power Diesel) и ОККО.  Только они «дотянулись» до заветной черты в 51 единицу.

Остальные участники показали практически идентичный результат - 47 - 48 единиц, что в целом тоже весьма неплохо. По заверениям специалистов, этого вполне достаточно для комфортной работы двигателя.

Фракционный состав не преподнёс сюрпризов - все образцы уложились в норматив. То же оказалось и по температуре вспышки в закрытом тигле (характеризует пожароопасность топлива) - ни у кого никаких проблем.

Теперь о «морозоустойчивости». Дизельное топливо очень чувствительно к пониженным температурам из-за присутствия в нём парафиновых углеводородов с высокой температурой застывания.

Например, в летней солярке парафины выпадают уже при -5°С (топливо мутнеет). При температуре -10°С летняя солярка загустевает и забивает топливные фильтры. Зимняя солярка более «морозоустойчива»: предельная температура фильтруемости должна быть не выше -20°С.

Испытания на определение граничной температуры фильтруемости показали - абсолютно все приобретённые образцы являются «зимним» топливом.

Причём все показали «запас», а пальму лидерства вновь поделили образцы ОККО (граничная температура - 26°С) и  Shell V-power Diesel (граничная температура - 25 °С).  На один градус не дотянул до норматива образец WOG.

Главный «экологический» показатель дизтоплива - содержание серы, продукты сгорания которой при взаимодействии с водой образуют серную и сернистую кислоты, которые в свою очередь провоцируют коррозию металла.

При увеличении концентрации серы в топливе с 0,2% до 0,6% цилиндро-поршневая группа изнашивается на 15-20% быстрее, а если доля серы достигает 1%, то двигатель выйдет из строя в два раза быстрее!

К счастью, все испытуемые показали хорошие результаты,  причём украинская «солярка» даже не отстает от импортной. 

«Дизель» от Лукойла продемонстрировал соответствие нормам EURO 4 - 10 мг\кг! Это свидетельствует прежде всего о высокой культуре производства на Одесском НПЗ, где выпускается продукция российской компании. Образец от ANP уложился в украинский ДСТУ 3868 - 99, но результат в 215 мг/кг больше в 4 - 10 раз от остальных участников.

Результаты проверки Института потребительских экспертиз показали, что в целом заправляться дизелем можно без особой опаски даже в крещенские морозы. Но утверждать это с полной уверенностью можно только лишь по отношению к крупным сетям АЗС.

Могут порадоваться, наконец, владельцы современных высокофорсированных дизельных автомобилей - в Украине теперь есть топливо, которое позволит этим двигателям показать всё, на что они способны.

В частности, новое топливо Shell V-power Diesel разработано в технической кооперации с командой Audi sport, неоднократной победительнице 24-часовой гонки в Ле Мане. В составе этого топлива присутствует специальная присадка, способствующая увеличению моторесурса двигателя.

Правда, высокие технологии имеют свою цену - «тяжёлое» топливо от Shell оказалось существенно дороже своих визави. Поэтому у владельцев обычных дизельных авто есть альтернатива - дизельное топливо евро класса сети ОККО.

Как проверяли топливо

Исследование качества топлива проводилось Институтом потребительских экспертиз, который является общественной организацией и существует с декабря 2003 года. 

Для проведения проверки с каждой АЗС было взято несколько литров топлива (в специальную емкость). Отбор образцов проводился анонимно, без всяких предупреждений о проверке.

Затем образцы топлива были отправлены на испытания в лабораторию, аккредитованную УкрСепро и Госстандартом на проведение подобного рода работ.

С полными результатами испытаний можно ознакомиться в нижеприведенных таблицах.

Результаты исследования качества бензина

Исследования по ДСТУ / АЗССтоимость
Октановое число(моторный метод)Массовая часть серы (%)
Массовая часть бензола (%) Массовая часть ароматических углеводородов (%)

 ДСТУ 4063-2001

 

 не менее 85 ед.

 не более 0,015

 не более 5,0

 не более 45

 УТН-Восток А-95

 8,10

 85,3

 0,0112

 3,6

 38,6

 КЛО "UA-Стандарт"

 8,10

 85,2

 0,0111

 1,5

 37,9

 Shell А-95

 8,25

 85,3

 0,0105

 3,4

 37,4

 ОККО А-95 ЕВРО

 8,20

 85,2

 0,0010

 0,63

 34,3

 Рось А-95

 8,05

 85,2

 0,0098

 1,2

 37,1

 ANP А-95

 7,75

 85,2

 0,0078

 1,7

 36

 Укравто А-95

 8,49

 85,2

 0,0010

 0,69

 38,8

 Лукоил А-95

 8,20

 85,5

 0,0021

 1,9

 39,2

 ТНК А-95

 8,10

 85,5

 0,0093

 3,6

 39

 БРСМ А-95 Евро

 7,94

 85,4

 0,0094

 1,9

 37,3

Результаты исследования качества дизеля

Исследования по ДСТУ 4840:2007 к топливу вида II Стоимость

 

Цетановое число
(норматив - 51)
Температура вспышки в закрытом тигле, С (норматив - не ниже 55, С) Массовая часть серы, мг\кг (норматив - не более 50 мг/кг) Граничная температура фильтруемости
(норматив - не выше - 20°С)

Укртатнафта

 

7.15

 

47

 

64

 

50

 

- 21 °С

 

КЛО

 

7.10

 

48

 

55

 

10

 

- 22 °С

 

ОККО

 

7.20

 

51

 

62

 

40

 

- 26 °С

 

ТНК

 

7.05

 

48

 

67

 

34

 

- 24 °С

 

Shell V-power Diesel

 

9.39

 

51

 

55

 

10

 

- 25 °С

 

Лукойл

 

7.20

 

48

 

68

 

10

 

- 24 °С

 

WOG

 

7.20

 

48

 

66

 

73

 

- 19 °С

 


Исследования по ДСТУ 3868 - 99 Стоимость Цетановое число (норматив - 45) Температура вспышки в закрытом тигле, С (норматив - не ниже 40, С) Массовая часть серы, % (норматив - не более 0,2) Граничная температура фильтруемости (норматив - не выше - 15°С)

ANP

 

7.00

 

48

 

64

 

0,0215

 

- 21 °С

 


Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: