Как это работает: система амортизации автомобиля

30 октября 2013 • На правах рекламы • 13132 просмотра • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



Современный автомобиль – сложнейшее устройство, вершина технической мысли, состоящее из нескольких сотен компонентов и более 10 000 элементов. Одной из важнейших систем автомобиля является система амортизации. В этой статье мы хотели бы рассказать о системе амортизации более подробно.

О такой детали как амортизатор знает, пожалуй, каждый водитель и даже пассажир транспортного средства. Амортизатор был изобретен более сотни лет тому. Не углубляясь в историю можно сказать, что широкое распространение гидравлические амортизаторы на транспортных средствах получили во время Второй Мировой войны.



Основная задача амортизатора – гашение колебаний и поглощение ударов. Таким образом, для современного автотранспорта - обеспечение комфорта и безопасности передвижения. Таким образом, амортизатор должен одновременно выполнять две обратнозависимые задачи. Чем жестче амортизатор, тем точнее управляемость автомобилем, но хуже комфорт водителя и пассажиров и наоборот.



Амортизаторы обеспечивают постоянный контакт шин с дорогой, что в наше время высоких скоростей –залог безопасности. Ведь по статистике основная причина большинства автомобильных  аварий – потеря управляемости автомобиля. И один из важнейших факторов, отвечающих за управляемость автомобиля – это исправные амортизаторы. 



При неисправных амортизаторах даже исправная тормозная система и новые шины не смогут обеспечить должный контакт автомобиля с дорожным покрытием. Именно амортизаторы отвечают за функцию обеспечения постоянного контакта шин автомобиля с дорожным покрытием, управляя работой пружины и контролируя раскачивание кузова.



Однако, не существует универсального типа амортизаторов для всех автомобилей и типов дорог. Поскольку, несмотря на внешнюю простоту конструкции, это весьма точный механизм, который настраивается производителем под подвеску конкретной модели и, зачастую, с учётом состояния дорог региона, где этот автомобиль будет эксплуатироваться.



Именно поэтому, перед современными производителями амортизаторов стоит достаточно сложная задача – обеспечивать гармоничное соотношение безопасности и комфорта, с учётом технических характеристик каждого автомобиля и особенностей дорог. И решается она благодаря нескольким конструктивно различным видам амортизаторов.



В современном автомобилестроении применяются исключительно гидравлические амортизаторы, использующие принцип вязкостного трения. Конструктивно – это телескопические, двухтрубные и однотрубные с газовым подпором, или без него.

Следует отметить, что в этом вопросе существует ряд заблуждений. Например, в распространенной среди потребителей классификации амортизаторов по видам – масляные, газо-масляные и газовые. Верная классификация подвидов амортизаторов выглядит следующим образом: 
Амортизаторы без газового подпора (масляные)
Амортизаторы с газовым подпором низкого давления (газо-масляные)
Амортизаторы с газовым подпором высокого давления (газовые)



Таким образом, «газовый» амортизатор также является гидравлическим газо-масляным амортизатором! Исключительно газовым амортизатором является газовая пружина. Но она не применяется в системе амортизации автомобиля. А используется, например, для амортизации крышки багажника, или капота.



Газовый подпор в газо-масляном амортизаторе, как правило, слабо влияет на жесткость амортизатора, но значительно увеличивает стабильность характеристик в условиях сильных нагрузок. При повседневной езде разница в работе практически незаметна.
Итак, если пользоваться народной классификацией, и на автоконвейеры и на вторичный рынок поставляются масляные, газомасляные, и газовые амортизаторы. По конструкции распространенные современные «масляный» и «газомасляный» амортизаторы –двухтрубные. Они отличаются между собою настройками клапанного механизма. По потребительским свойствам «масляный» считается более мягким, а «газомасляный» более жестким. 



Масляный амортизатор - комфортный и более универсальный: он подходит и для проселочных дорог, и для асфальта с ямами, и для перевозки тяжёлого груза. Но уступает газовому амортизатору в «цепкости», при езде автомобиля по асфальту, особенно при скоростной езде с резкими поворотами. При этом цена газомасляных амортизаторов несколько выше, чем масляных. 

На конвейеры автопроизводителей поставляется три базовых типа амортизаторов - гидравлический двухтрубный (его часто называют масляный), гидравлический двухтрубный с газовым подпором низкого давления (газо-масляный) и третий тип – однотрубный с газовым подпором высокого давления (газовый).



На сегодняшний день самый распространённый вид амортизаторов а автомобилестроении – газомасляные однотрубные и двухтрубные.
От теории к практике: рассмотрим основные разновидности на примере серий амортизаторов японской компании KYB – лидера в производстве гидравлических систем. Предлагаемый этой компанией ассортимент покрывает 99% потребностей современного автопарка и поставляется на конвейеры ведущих автопроизводителей, как азиатских, так и европейских. 

Интересный факт - каждый четвёртый автомобиль в мире с конвейера оснащён амортизаторами компании KYB.

Серия масляных амортизаторов KYB называется PREMIUM, а газомасляных – EXСEL-G. Здесь важно учесть, что если подвеска вашего автомобиля с конвейера настроена на жёсткий режим и автомобиль оборудован газомасляным амортизатором, то не рекомендуется заменять его на масляный. Производителем для каждой модели автомобиля предусмотрен либо амортизатор с такими же характеристиками, как оригинальный, либо ещё более жёсткий. И, как правило, если вы выбираете комфорт – рекомендуется устанавливать такую же модель, какая была в оригинале, если для вас важнее управляемость – нужно заменить амортизатор на более жесткий. 



Серия  однотрубных газовых амортизаторов у KYB называется GAS-A-JUST , и поставляется на конвейеры большинства известных автопроизводителей. О его конструкции говорит само название. Однотрубный газовый амортизатор часто еще называют саморегулируемым, так как, благодаря техническим особенностям своей конструкции, он настраивается как на жесткий режим для трассы, так и на более плавный ход при движении по пересеченной местности. Амортизатор сам подстраивается под дорожные условия, под влиянием выбранной скорости и силы возникающих колебаний.  Естественно, что из-за сложной технологии исполнения однотрубная конструкция амортизаторов дороже, чем двухтрубная.

Помимо трёх перечисленных основных типов, есть ряд других, разработанных для вторичного рынка специально для целей тюнинга. У KYB эти спецсерии называются SKORCHED 4's, ULTRA SR и MonoMax.



У KYB есть также очень интересный тип амортизаторов - регулируемый амортизатор серии AGX. Данный тип позволяет водителю самостоятельно выбирать и настраивать уровень жёсткости подвески своего автомобиля для движения в определённых условиях.

Процесс создания амортизаторов

Учитывая важность этого узла, особенно учитывая состояние наших дорог, одно из главных требований к амортизаторам – долговечность. Амортизатор – высокотехнологичное изделие и собирается минимум из 20 компонентов. От качества каждого его компонента, от точности их обработки, соединения и сборки зависит срок службы амортизатора в целом. 

От первых чертежей до запуска амортизатора в серийное производство проходит около трех лет – для новой модели автомобиля, и до полутора лет для уже существующей.

Вначале создается конструкция с геометрией и характеристиками, которые определены техническим заданием. Проводится компьютерное моделирование с точным расчётом нагрузки на каждую точку детали. Потом наступает стадия тестирования опытных образцов, когда в течение двух-трёх месяцев экспериментальные изделия испытывают в лаборатории на выносливость и прочность. Проверяются и регулируются технические характеристики амортизатора в условиях разных температур  (от минус пятидесяти до плюс восьмидесяти), проверяется устойчивость к различным механическим воздействиям и даже уровень производимого шума. Амортизатор тестируется срабатыванием до двух миллионов раз, имитируя движение автомобиля на различных скоростях. На специальных испытательных полигонах проверяется работа амортизатора на 150 тысячах километров. Затем испытываются на механическую прочность крепёжные элементы, для чего прилагаются усилия для отрыва их от корпуса.

Тонкости замены амортизаторов

Как известно, любые амортизаторы рано или поздно приходится менять. Тут и возникает мучительная проблема выбора, ведь на рынке представлено огромное количество вариантов от различных производителей, различных как по цене, так и по конструктивному исполнению. Какой же подойдёт именно для Вашего автомобиля? Попробуем разобраться.

Выбор типа амортизаторов:

1) Прежде всего, обращаем Ваше внимание на то, что амортизаторы заменяются исключительно попарно – два передних, или два задних. Это крайне важно - амортизаторы должны быть одной серии одного производителя и должны обеспечивать идентичные характеристики. Не экономьте на своей безопасности!

2) Выбирайте амортизаторы, соответствующие по типу и характеристикам амортизаторам, установленным производителем на Вашем автомобиле.

3) Выбирайте серию амортизаторов с учётом Вашей манеры вождения и качества дорог, по которым в основном ездите. 

Так, если ваш автомобиль часто колесит по просёлочным дорогам, с плохим покрытием или с ямами, и зачастую груженный, то вам подойдёт масляный двухтрубный амортизатор. Кроме всего прочего, эта версия более доступная по цене. У KYB данная серия называется Premium. Её отличительная особенность - большой запас прочности: после 60 тысяч километров пробега жесткость сохраняется на уровне новых оригинальных амортизаторов. Если вы предпочитаете городской асфальт, вам нравится «выжимать» все возможное из  Вашего автомобиля – быстрый разгон и резкое торможение, вождение в крутых поворотах и т.п., – оптимальным будет выбор газомасляных амортизаторов. В большинстве современных автомобилей амортизаторы этой серии установлены в качестве оригинальных. У KYB серия газомасляных амортизаторов называется EXСEL-G .

Что касается так называемых газовых однотрубных амортизаторов, их особенность в том, что их характеристики подстраиваются под дорожные условия с учётом выбранной скорости и силы возникающих колебаний. Монотрубная конструкция часто установлена в оригинале на многих европейских моделях, и выбор амортизаторов такого типа может быть  достойной альтернативой при замене для тех, кто много ездит по дорогам с разным покрытием (читайте – по нашим дорогам) и полному бездорожью. 

4) Выбор специальных амортизаторов должен быть произведен профессионалами. Для любителей автомобильного тюнинга компанией KYB предлагаются специальные серии амортизаторов. Например, в серии KYB Ultra SR усилия отбоя и сжатия увеличены на 130% по сравнению с обычными, что делает автомобиль гораздо устойчивее на высоких скоростях и при агрессивном стиле вождения. 

Выбор места покупки и установки амортизатора:

Одна из основных опасностей при покупке автозапчастей – это не выбор производителя, а приобретение подделки!

Кроме того, качественные амортизаторы, установленные в гараже без соблюдения технологии, с большой долей вероятности не смогут обеспечить заявленных характеристик и гарантированно вызовут проблемы с заменой в случае заводского брака. Поэтому:

1) Прежде всего, выбирайте надёжные источники продаж. Это сертифицированные торговые точки и станции технического обслуживания. Например, компания Автоклад – сертифицированный продавец амортизаторов компании KYB, что подтверждено соответствующим сертификатом.

В этом случае, высока вероятность того, что вам подберут амортизатор: 

а) правильно;

б) оригинального качества,

в) с гарантией.

Следует отметить, что гарантия на амортизаторы предоставляется, только если амортизаторы были установлены на сертифицированных станциях сети KYB-Сервис. Именно поэтому, избегайте покупки на рыночных раскладках, или в безымянных интернет-магазинах с подозрительно привлекательной ценой.

2)  обращайтесь в профессиональный сервис. Сертифицированная станция техобслуживания не только правильно установит амортизаторы, но и будет отвечать за свою работу и гарантию заявленной длительности службы.

Что касается гаражных и самостоятельных ремонтов, их экономика, вообще, спорна. То, что мастер на сертифицированной СТО сделает за один час, причем правильно и с гарантией, может занять у вас целый день. В результате, и качество под вопросом, и длительную гарантию Вы не получите.

Данная статья предназначена не для рекламы сертифицированных продавцов и техстанций и носит рекомендательный характер. Но мы надеемся, что представленная в ней информация позволит Вам сделать правильный выбор и избежать распространенных ошибок. 

Перейдя по ссылке, Вы можете выбрать амортизаторы KYB: http://www.autoklad.ua/pages/kyb_amortizatori


Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: