Не все автоматы одинаково полезны

3 ноября 2008 • Дмитрий Дзвонкевич, АвтоПортал • 32727 просмотров • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



С каждым годом количество пробок на дорогах увеличивается, а вместе с ними увеличивается и количество людей, которые хотят избавить свою левую ногу от педали сцепления. Возрастающий спрос на автоматические коробки передач заставляет производителей разрабатывать новые виды трансмиссий, чтобы максимально приблизить их характеристики к механическим коробкам передач.

Сегодня существует 3 совершенно разных типа автоматов - классическая автоматическая коробка передач (на основе гидротрансформатора), бесступенчатый вариатор и роботизированная механика. Сравнительно недавно к ним прибавилась роботизированная механика с двумя сцеплениями. Но обо всем по порядку.

Нестареющая классика

Классический автомат на Hyundai Elantra

Классический автомат - коробка передач, в которой за переключение передач отвечает гидротрансформатор. 

Переключение передач происходит автоматически, в зависимости от скорости автомобиля. В отличии от механики гидротрансформатору требуется больше топлива и времени на разгон.

Классическая автоматическая коробка с гидротрансформатором первая кинула вызов механике. В США большинство водителей не могут представить себе автомобиль без классического автомата, а вот в Европе классика долго не могла прижиться и встречалась в основном на люксовых седанах. Для требовательных европейцев автомат был серьезно доработан. Коробка передач научилась подстраиваться под определенный стиль вождения и получила различные режимы работы (зимний, спортивный, экономичный).

Автомат с режимом Autostick на Toyota Avensis

Но главным достижением классической автоматической коробки передач стал режим Autostick, который позволяет водителю самостоятельно выбирать нужную передачу.

Для выбора передачи требуется только качнуть в нужную сторону рычаг коробки передач. Иногда для переключения используются подрулевые лепестки или кнопки на рулевом колесе.

Возможность самостоятельного выбора передач повысило популярность автоматической коробки передач и все последующие новые типы автоматов стали оснащаться ручным режимом. Каждый производитель дал такому типу коробки передач свое название: в Audi -  Tiptronic, в BMW - Steptronic, в Volvo - Geartronic. Изначальное название Autostick затерялось среди вариантов производителей.

Кроме появления новых режимов в классических автоматах увеличивалось и количество передач. В начале 90-х годов большинство автоматов были лишь 4-х ступенчатыми, а сейчас автоматическая коробка может быть и 8-ми ступенчатой. Так что, несмотря на появление более современных типов автоматической коробки передач, классический автомат пока рано списывать со счетов.

Автомат без передач

Вариатор - бесступенчатая автоматическая коробка передач, в которой передачи не имеют фиксированного передаточного числа.


Вариатор Xtronic на Nissan Murano (265 л.с.)

Во время движения вариатор постоянно плавно изменяет передаточное число, обеспечивая максимально плавный (без толчков и задержек) разгон автомобиля.

Расход топлива с вариатором меньше, чем с классическим автоматом. А разгон более динамичный. Но особенности конструкции вариатора - вместо зацепляющихся шестерен для передачи мощности применяется ремень (цепь) - не позволяют использовать его в паре с мощными двигателями.

Вариатор Multitronic от Audi

К недостаткам вариатора можно отнести "троллейбусный разгон", при котором водитель слышит постоянный ровный звук мотора без смены передач. Эту проблему производители решают с помощью режима ручного выбора "виртуальных передач". В этом режиме вариатор имитирует переключение передач как в обычном автомате и позволяет водителю чувствовать их смену.

Из-за несовместимости с мощными двигателями, вариатор пока не может стать полноценным конкурентом обычному автомату.

Но усовершенствование вариатора не стоит на месте и планка "перевариваемой" мощности постоянно растет. Сегодня максимальная мощность поднялась до 265  л.с.(Nissan Murano в американской версии) и это еще не предел.

Роботы наступают

"Робот" на Opel Corsa C

Роботизированная механика - механическая коробка передач, в которой отсутствует педаль сцепления, а ее функции выполняет электронный блок.

"Робот" по экономичности не уступает обычной механике и является самым современным типом автоматической коробки передач

Этот тип автомата имеет и несколько существенных недостатков. В первую очередь это касается плавности его работы, которая оставляет желать лучшего. Передачи переключаются в "свободном режиме", не особо обращая внимание на действия водителя, а в режиме "кик-даун" появляются толчки и рывки при переключениях. К тому же, "роботу" свойственен небольшой откат при начале движения.

Чтобы ехать комфортно, из режима принудительного переключения лучше не выходить или пытаться подстроится под работу коробки.

"Робот" явно нуждался в доработке, и производителям разработали новый вариант роботизированной механики, оснащенной сразу двумя сцеплениями.

В коробке передач с двумя сцеплениями одно сцепление переключает четные передачи, а второе нечетные.

Это позволяет избавиться от рывков при переключениях и превзойти динамику и экономичность даже механической трансмиссии. 

Роботизированную механику с двумя сцеплениями в массовое производство первым запустил концерн Volkswagen в 2003 году на модели Golf R32, дав ей название DSG (Direct Shift Gearbox). Основной недостаток нового "робота" - дороговизна в производстве, но с ростом популярности эта проблема должна исчезнуть.

Без сомнений, "робот" с двумя сцеплениями составит серьезную конкуренцию остальным типам автоматов, ведь он превосходит их практически по всем параметрам.

Да что там другие автоматы, если даже механика уступает "чудо-роботу" по скорости переключения и экономичности.

За кем будущее?

Из всех ныне существующих типов трансмиссий самое безоблачное будущее получит роботизированная механика с двумя сцеплениями, как самая удачная разработка.

Особенно ее преимущества заметны на фоне обычного "робота", который нуждается в серьезной доработке.

Вариатор тоже не будет сдавать свои позиции, хотя все зависит от желания производителей продолжать его совершенствование.

У обычного классического автомата, конечно, есть шансы побороться за место под солнцем, но его время постепенно уходит.

Обсудить данный материал можно в нашем клубе


Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: