Будут ли наши авто ездить на биотопливе

20 июля 2011 • Владимир Дремов, АвтоПортал • 11082 просмотра • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



Биотопливо использовалось на нашей планете со времен появления на ней человека: это дрова, солома, торф и т.д. В последнее время в развитых странах начинает набирать популярность топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе биоэтанола.

Что такое биотопливо

Из энциклопедии: «биотопливо - это топливо из биологического сырья, получаемое, как правило, в результате переработки биологических отходов. Различают жидкое биотопливо (для двигателей внутреннего сгорания, например, этанол, метанол, биодизель), твердое биотопливо (дрова, брикеты, топливные гранулы, щепа, солома, лузга) и газообразное (биогаз, водород)». 

Для двигателей автомобилей в основном используют биотопливо на основе этанола и биодизель.  

 

Этанол (этиловый спирт, метилкарбинол, винный спирт, гидроксид пентагидродикарбония) - представитель гомологического ряда одноатомных спиртов - в просторечии чаще всего называют просто «спирт». Биоэтанол - основа для автомобильного топлива - это этанол, получаемый в процессе переработки растительного сырья. 

Большую часть биоэтанола в мире производят из кукурузы и сахарного тростника, но могут использоваться и другие сельскохозяйственные культуры с большим содержанием сахара или крахмала: маниок, картофель, сахарная свекла, ячмень и пр. 

Из 25 кг кукурузы можно получить около 10 л биоэтанола. 

В технологии используется процесс брожения: с помощью рекомбинантных препаратов (аналог дрожжей) крахмалосодержащее сырье расщепляется до спирта. 

С биодизелем немного сложнее: для его получения используют процесс переэтерификации (изменения консистенции, физических свойств и создания устойчивой кристаллической структуры) растительных или животных жиров. 

Сырьем для его производства служат рапс, соя, касторовое масло, водоросли и пр.   

Что заливают в бак 

В автомобильных двигателях применяются топливные бензиновые смеси этанола: Е5-Е100 и биодизель В2-В100. Буква «Е» - сокращение английского слова Еthanol, «В» - Biodiesel, цифры - процент этанола (или биодизеля) на единицу объема смеси. 

Наиболее распространенные в мире - бензиновые смеси с низким содержанием этанола Е5, Е7 и Е10. Для использования этих смесей корректировка работы двигателя не требуется. 

Как мы уже писали (см. здесь), в Украине производится смесь Е95-40 (по отечественной классификации это означает, что смесь состоит из бензина и биоэтанола, который составляет 30-40%). Для работы на таком топливе может потребоваться корректировка работы двигателя («перепрошивка» компьютера или установка адаптера), тем не менее, компьютеры многих современных автомобилей могут справиться с такой корректировкой и самостоятельно. 

Для работы на смесях Е85, Е95 - требуются уже специально разработанные двигатели (например, компания Scania начала разрабатывать такие двигатели для автобусов еще с середины 80-х).   

Преимущества биотоплива 

1. Ниже стоимость. 
2. Уменьшается износ двигателя.
3. Не образуется нагар, сажа, не засоряется топливная система.
4. Экологичность.
5. Может использоваться на двигателях практически любой степени сжатия.
6. Отсутствие детонации.
7. Увеличивает мощность двигателя, может использоваться на двигателях с турбонаддувом.
8. Более безопасен.   

Наглядный пример воздействия на двигатель различных видов топлива (Е10, Е85, бензино-масляной смеси и авиационного керосина): 

 

Недостатки биотоплива 

1. Перед началом использования биотоплива нужно прочистить всю топливную систему, включая бак (биотопливо очищает систему от отложений, поэтому в начале его использования нужно быть готовым к возможному засорению).
2. Не все инжекторные системы могут подстроиться к работе на биотопливе, карбюраторные системы требуют тонкой настройки.
3. Зимой двигатель дольше прогревается.
4. Может увеличиться потребление топлива.
5. Невероятно малое количество заправок.   

Англоязычное видео о пробеге автомобиля Chevrolet Tahoe на биотопливе Е85: 

 

Биотопливо в мире 

Сегодня биотопливо продается более чем в 40 странах мира. В большинстве развитых стран приняты программы, направленные на поддержку производства экологичного топлива. Лидеры производства биотоплива - США и Бразилия. В Европе биоэтанол производят во многих государствах, входит в этот перечень и Украина.   

Производства биоэтанола в 2009 г.:

Страна Млн. л в год
США 40 130
Бразилия 24 900
ЕС 3 703
Китай 2 050
Канада 1 348
Таиланд 401
Индия 350
Колумбия 310
Австралия 220
Другие 542
Всего: 73 954

Почему нет биотоплива в Украине 

Еще в начале тысячелетия Верховная Рада Украины приняла государственную программу «Этанол», предполагающую перевод к 2010 г. всего транспорта украинских городов с населением больше 500 тыс. человек на биотопливо. Нужно сказать, что об этой программе уже мало кто помнит. 

Впервые производить биотопливо (биодизель из рапса) в Украине начала немецкая компания  Bio Company Raps в 2005 г., в 2008 г. появились биотопливные заправочные станции в Тернопольской и Херсонской областях. Тогда же начали завозить биоэтанол из Молдовы и появились проекты строительства нового завода в Украине. 

Сниженный, относительно других видов топлива, акциз на биотопливо привел к злоупотреблениям на заправках, появились коррупционные схемы, связанные в том числе и с растаможкой. В результате акцизный сбор был уравнен с другими видами топлива, и производство, а также реализация экологического горючего в Украине утратило экономический смысл. 

В начале 2011 г. был принят ряд законов, призванных урегулировать правовые нормативы производства биотоплива в Украине. Это сразу же привело к тому, что с марта Шебелинский ГПЗ начал производство биотоплива (подробнее см. здесь). Основными причинами непопулярности биотоплива в Украине называют:

  • несовершенство нормативно-правовой и законодательной базы;
  • лоббирование интересов нефтетрейдерами;
  • отсутствие рынка сбыта.

Как уже было сказано, законодательную базу постепенно приводят к тому, чтобы вернуть биотопливо в Украину. На сегодняшний день, кроме Шебелинского ГПЗ, биотопливо для автомобилей производит «Азовская нефтяная компания», ряд мелких предприятий, строится завод «КоронАгро». 

Лоббирование интересов нефтетрейдерами... Вероятно, это присутствует, и было бы нелогично предположить обратное. Тем не менее, владелец одной из сетей заправочных станций сказал мне по этому поводу следующее: «Будет спрос - будет и предложение». То есть они готовы продавать биоэтанол, биодизель, оснащать заправки электророзетками и т.д. в том случае, если это будет нужно достаточной массе потребителей. 

Итак, остается последний пункт: отсутствие рынка сбыта. А это полностью зависит от автовладельцев - от нас с вами (ведь государственная программа успеха не имела).   

Что же все-таки есть? 

Ряд Украинских предприятий предлагает оборудование по производству биодизеля - EXONPPM, установки УБДУБТ. Например, блок-схема завода EXON выглядит так:  

1. Блок метоксида - приготовление и дозирование метоксида в автоматическом режиме.
2. Блок масла - дозирование масла в автоматическом режиме.
3. Теплообменник рекуперативный - рекуперация тепла остывающего биодизеля для нагрева входящего масла.
4. Блок гравитационной сепарации - разделение биодизеля и глицерина.
5. Реактор синтеза биодизеля
6. Блок конденсатора - конденсация паров метанола
7. Комплекс рекуперации метанола из глицерина
8. Комплекс рекуперации метанола из биодизеля
9. Блок фильтров - фильтрация готового биодизеля 

Или так:   

Для обслуживания подобных заводов требуется всего один оператор - вся система компьютеризирована, в зависимости от типа на таких мини-заводах можно производить от 1200 до 150 000 литров биодизеля в сутки. 

С помощью подобного оборудования, имеющегося в Украине, можно обеспечить экологичным топливом как потребности среднего бизнеса (аграрных предприятий, фермерских объединений, автотранспортных предприятий), так и обеспечивать целые области и районы. Было бы желание...   

Итог 

Весь парадокс заключается в том, что более дешевый, более «чистый» продукт как для природы, так и для двигателя авто, в нашей стране среди автомобилистов популярности не имеет. На мой взгляд, это во многом связано с недостатком информации. 

АвтоПортал попробует восполнить этот пробел. И, пожалуй, даже возьмет на себя миссию популяризации экологичных видов топлива. Ведь о том, что мы оставим своим детям и внукам нужно задумываться уже сейчас. А ведь хочется оставить после себя что-то лучшее, ведь использование и распространение экологически чистых технологий - это один из элементов для того, чтобы сделать мир чище. 

В следующем материале на тему экологичного топлива мы расскажем о тонкостях его использования, о беспочвенных и обоснованных страхах автомобилистов перед биотопливом.       


Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: