Как подготовить автомобиль к ралли

18 июля 2011 • Владимир Дремов, АвтоПортал • 21019 просмотров • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



Подготовить автомобиль к любительскому ралли не так сложно, и не так дорого, как это может показаться. Журналисты АвтоПортала решили разобраться в этом вопросе.

На прошедших выходных состоялся этап Чемпионата и Кубка Украины по ралли "Киевская Русь" (результаты ралли см. здесь). Что нужно доработать в автомобиле для того чтобы принять участия в соревнованиях (или, иными словами - на каких авто ездят спортсмены), и во что это обойдется - разбираем в статье.

Начнем с того, что автомобили, принимающие участие в официальных соревнованиях, должны соответствовать так называемым омологационным картам. Эти карты утверждаются Международной Автомобильной Федерацией (FIA) - в них строго определены разрешенные изменения в конструкции автомобиля.

Основная цель подобных ограничений - создание более или менее равных технических условий для различных авто (в рамках класса), а также соблюдение техники безопасности.

Омологационные карты обеспечивают соревнования в мастерстве среди пилотов, и уменьшают зависимость результата от суммы денег, вложенной в доработку автомобиля.

Кроме того, стандарт FIA предъявляет требования к экипировке спортсмена, а также и к дополнительному оборудованию.

Классы раллийных автомобилей

В соответствии с международной классификацией, «раллийные» автомобили делят на две группы по уровню подготовки - N и A. В нашей стране (как, впрочем, и во многих других) введена также национальная группа - «У» («Украина»), с техническими требованиями, более лояльно относящимися к «просроченной омологации».

В свою очередь, каждая из групп состоит из четырех классов, основное отличие которых заключается в объеме двигателя.

Автомобили группы N представляют собой серийные авто (выпущенные тиражом не менее 2500 экз.). В них разрешено дорабатывать:

  • кузов,
  • систему впрыска,
  • настраивать подвеску,
  • менять амортизаторы,
  • перепрограммировать ЭБУ.

Запрещено:

  • изменять конструкцию двигателя,
  • геометрию подвески.

Автомобили группы А подвергаются значительным изменениям. В этом классе разрешено дорабатывать:

  • кузов,
  • систему впрыска,
  • конструкцию двигателя,
  • устанавливать спортивную подвеску,
  • устанавливать спортивную коробку передач,
  • амортизаторы,
  • перепрограммировать ЭБУ,
  • и т.д.


Группа N

 

Группа А

 

Группа У

 

 

 

N1

 

А5

 

У9

 

Двигатель - атмосферный до 1,4 л.

Привод - на одну ось.

Минимальный вес - 790 кг. 

N2

 

А6

 

У10

 

Двигатель - атмосферный до 1,6 л.

Максимальная мощность - 200 л.с.

Привод - на одну ось.

Минимальный вес - 880 кг. 

N3

 

А7

 

У11

 

Двигатель - атмосферный до 2,0 л.

Привод - на одну ось.

Минимальный вес - 960 кг. 

N4

 

А8

 

У12

 

Двигатель - до 3,5 л без турбонаддува или до 2,0 л с турбонаддувом.

Максимальная мощность - 300 л.с.

Привод, как правило, - полный.

Минимальный вес - 1230 кг. 

Существует еще ряд международных групп раллийных автомобилей. Например, группа WRC (World Rally Car) - «высший дивизион» раллийных автомобилей - допускает максимальные изменения в конструкции авто. Группа S2000 - менее дорогая альтернатива WRC - машины имеют серийный кузов (без ограничения на количество дверей), атмосферный двигатель и стандартную полноприводную трансмиссию.

В Украине проводятся соревнования в группах N, А и У.

Готовим автомобиль к ралли

Для участия в соревнованиях группы N, достаточно нескольких шагов. Требуется установить:

  • каркас безопасности, усиление кузова,
  • 4-точечные ремни безопасности,
  • систему пожаробезопасности,
  • замки на капот и багажник,
  • выключатель «массы».

Также необходимо приобрести экипировку для водителя и штурмана: шлемы, комбинезоны, перчатки.

Более подробно необходимые и допустимые переделки указаны в омологационной карте для модели.

Технические требования для серийных автомобилей (группа N) скачать здесь.

К сожалению, есть ряд моделей, которых в силу тех или иных технических особенностей, подготовить к ралли не представляется возможным (большое количество полезной информации можно найти на форуме).

Списки действующих омологациий FIA на спортивные автомобили см. здесь.

А пример омологационной карты для ВАЗ-21083 скачать здесь. Выглядит устрашающе, но необходимые омологационные карты есть у специалистов, которые профессионально готовят автомобили к соревнованиям.

Теперь в общих чертах опишем необходимые доработки автомобиля.

Кузов. Кузов автомобиля необходимо усилить и, по возможности, облегчить. Для усиления кузова устанавливают каркас безопасности (от $1500), стабилизаторы, усиливают места креплений передних стоек, лонжеронов, задней балки и т.д. Днище автомобиля также укрепляют (особенно в области коробки передач), устанавливают кевларовую (или иную) защиту.

Стоимость подобных работ - от $2000-5000.

Подвеска. Приведение автомобиля в соответствие группе N предполагает лишь легкие изменение в настройках подвески, а для группы А - подвеска переделывается полностью (в соответствии с омологационными картами).

Как минимум, устанавливают спортивные ШРУСы, амортизаторы, шаровые опоры.

Доработка подвески и тормозной системы обойдется в $1000-20 000 (а может стоить и более $25 000).

Трансмиссия. Доработка трансмиссии зависит от предполагаемой группы автомобиля: если в группе N можно (и нужно) ездить на «заводской» КПП, то для группы А применяют от укороченной главной пары, до установки спортивной трансмиссии (плюс к этому ее регулируют «под асфальт» или «под гравий»). Диск сцепления может быть увеличен.

Усиленные магистрали. Обязательно меняют топливные, тормозные магистрали на усиленные - армированные. Меняют также и топливный бак на спортивный (около $800) - он не позволяет топливу вытекать.

Двигатель. Доработка двигателя в группе N несколько ограничена (например, оригинальная система впрыска должна быть сохранена), но допустимо перепрограммировать блок управления двигателем и заменить впускные форсунки на более производительные. Если двигатель турбирован - турбина должна остаться стандартной.

Для автомобилей в группе А допускается «доводка» поршневых групп, головок блока цилиндров и многое другое.

Диски и резина. На раллийных автомобилях используют кованые диски, как самые прочные и легкие (например, ВИЛС, ВСМПО), хотя это и не обязательно.

Наборы резины должны быть: для сухого, для мокрого асфальта, для гравия и для зимы.

Техника безопасности. Требования техники безопасности регламентируются приложением J правил FIA. В соответствии с ними необходимо:

  • усилить крепления сидений (а лучше - поменять сиденья на спортивные),
  • установить 4-точечные ремни безопасности,
  • прорезать в днище отверстия для воды,
  • установить замки на капот и багажник,
  • установить тумблер, отключающий аккумуляторную батарею,
  • установить систему пожаробезопасности (включает в себя огнетушитель и систему пожаротушения с форсунками, направленными на коллектор, топливную рейку и под ноги пассажиров).

Это обойдется в сумму от $500 до $4000 и более.

Итог

Подготовка для участия в ралли группы N, например, серийной Ford Fiesta обойдется в $2000-5000.

Стоимость подготовки авто для группы А может «зашкаливать» далеко за $100 000.

Но, в любом случае, основную роль в соревнованиях играет не бюджет подготовки автомобиля, а мастерство пилота и штурмана.


Редакция благодарит Сергея Дышканта (команда Shock Motorsport) за помощь в подготовке материала


Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: