Выбираем колесные диски

27 апреля 2011 • Владимир Дремов, АвтоПортал • 15546 просмотров • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



Роль колесных дисков в автомобиле некоторые автолюбители сводят лишь до декоративного элемента. В то же время, правильный подбор дисков может улучшить динамику, управляемость авто, повысить плавность хода. А неправильный – привести к ДТП.

 

Кроме эстетических качеств, колесные диски должны обладать достаточной прочностью и надежностью. Ведь именно колесные диски одними из первых принимают на себя удары при проезде разнообразных дефектов дорожного покрытия.

Изготавливают колесные диски из различных материалов и по разным технологиям; диски отличаются креплением и эксплуатационными свойствами. То есть, существует масса нюансов, которые стоит знать при выборе диска. В общем и целом, колесные диски разделяют на три основных типа: 

  • штампованные,
  • легкосплавные (литые и кованые),
  • составные. 

Штампованные (стальные) диски   

Штампованные диски изготавливают методом штамповки из листовой стали, затем их грунтуют и окрашивают. Такие диски достаточно просты в изготовлении (что сказывается на их стоимости), прочны, просты в ремонте. При сильном ударе диск не ломается, а мнется, «спасая» подвеску. 

При неоспоримых положительных качествах, у штампованных дисков есть и отрицательный: такие диски могут быть на 30% тяжелее легкосплавных. Это отрицательно сказывается на управляемости и штатной работе подвески. 

Штампованными дисками оснащается большинство базовых версий автомобилей. 

Штампованные диски выпускают такие производители как КрКЗ, Eurodisk, KFZ, Mefro и др. 

Стоимость штампованных дисков может быть в 1,5-2 раза ниже стоимости легкосплавных.   

Плюсы штампованных дисков:  

  • низкая стоимость, 
  • способность к упругой деформации, 
  • ремонтопригодность.    

Минусы штампованных дисков:  

  • большой вес, 
  • подверженность коррозии, 
  • малая эстетичность.      

Литые легкосплавные диски   

Легкосплавные диски изготавливают двумя способоми: методом литья (литые легкосплавные) и методом ковки (кованые, - о них пойдет речь в следующем разделе). 

Независимо от способа изготовления, такие диски изготавливают из сплавов легких металлов - алюминия или магния. Наиболее распространенные - алюминиевые. Они хорошо противостоят погодным условиям, не подвержены коррозии. Диски из магния более требовательны к защитному покрытию, но несколько легче алюминиевых. 

От штампованных легкосплавные диски отличаются более высокой прочностью, антикоррозионной стойкостью, значительно меньшим весом, а также более высокой ценой. 

Меньший вес дисков (т.е. уменьшение, так называемой, неподрессорной массы) обеспечивает лучшую управляемость, лучшую работу подвески и положительно сказывается на динамике автомобиля. 

Физические свойства легких металлов позволяют изготовить из них диски с достаточно изощренным дизайном. 

Эти же свойства приводят к тому, что литые легкосплавные диски практически не обладает способностью к упругой деформации (при сильном ударе могут расколоться) и склонны к микротрещинам. Такие диски менее ремонтопригодны - их нельзя выровнять с помощью молотка и кувалды, как в случае «штамповки». 

На нашем рынке можно найти литые легкосплавные диски таких производителей как TechLine, K&K, Artec, Aez, Alessio, BBS, Rondell и др.  

Плюсы литых легкосплавных дисков:  

  • разнообразие дизайна, 
  • малый вес, 
  • коррозионная устойчивость, 
  • прочность.    

Минусы литых легкосплавных дисков:  

  • при сильном ударе могут расколоться, 
  • более высокая стоимость.      

Кованые легкосплавные диски   

Кованые диски являются разновидностью легкосплавных дисков. Отличие - в технологии изготовления: кованые диски не отливаются, а штампуются из заготовок. Вобрав в себя большинство положительных качеств литых дисков, кованые имеют свои особенности. 

Кованые диски прочнее литых, что позволяет уменьшить их вес на 20-30% по сравнению с аналогичным литым диском и на 30-50% по сравнению со стальным. 

Кованые диски обладают пластичностью, которая приводит к тому, что после сильного удара диск не разрушается, а лишь деформируется. Это же обеспечивает высокую ремонтопригодность. Методом ковки сложнее получить разнообразие дизайна. 

Кованые легкосплавные диски выпускают такие производители как "Вилс", ВСМПО, СЛИК, КУМЗ, КРАМЗ, Solomon Alsberg и др.   

Плюсы кованых легкосплавных дисков:  

  • высокая прочность, 
  • малый вес, 
  • способность к упругой деформации, 
  • ремонтопригодность.    

Минусы кованых легкосплавных дисков:  

  • высокая стоимость, 
  • малое разнообразие дизайна.      

Составные диски   

Составные диски изготавливают из двух частей - литой и кованой. Согласно технологии, кованый обод с помощью титановых болтов крепится к литому диску. В свою очередь, обод может быть как цельным, так и разборным. 

Составные диски обладают дизайном литых дисков и прочностью, сравнимой с дисками, изготовленными методом ковки. Кроме того, они более ремонтопригодны - в крайнем случае, можно заменить обод, не заменяя весь диск. 

На нашем рынке присутствуют такие бренды как Мarcello, OZ и др.  

Плюсы составных дисков:  

  • высокая прочность, 
  • малый вес, 
  • способность к упругой деформации, 
  • ремонтопригодность, 
  • разнообразие дизайна.    

Минусы составных дисков:  

  • самая высокая стоимость.      

Маркировка колесных дисков   

Итак, мы разобрались, насколько разными могут быть колесные диски. Выбор типа диска в основном зависит от кошелька и личных предпочтений автовладельца: кому-то важнее ремонтопригодность, кому-то - дизайн, а кому-то нужно и то и другое. 

Не взирая на тип и технологию изготовления диска, выбранный вами диск должен подойти именно вашей машине. Для этого производители авто в инструкции к автомобилю четко прописывают допустимые размеры

Использование дисков, не описанных в технической документации автомобиля, может привести к ухудшению управляемости, динамики, и, в отдельных случаях - к ДТП.   

Маркировка колесных дисков имеет следующий вид: 

6,5Jx16 5/112 ET35 D67.1, 

где 6,5 - ширина обода в дюймах, 
J (а также H, C) - служебные символы, обозначающие бортовую закраину, наличие и количество буртиков (Н - круглые буртики, С - плоские).
16 - посадочный диаметр обода в дюймах.
5/112 - 5 крепежных отверстий на диаметре 112 мм.
ET35 - вылет диска 35 мм. Вылет может быть обозначен также как DEPORT, или OFFSET;
D67.1 - диаметр центрального отверстия 67,1 мм.   

На диске может быть также указано: 

1609 - дата изготовления (в данном случае означает, что диск выпущен в 16 неделю 2009 года).
SAE, ISO или TUV - клеймо соответствия международным стандартам.
MAX LOAD - максимальная нагрузка на колесо в килограммах или фунтах.
MAX PSI - максимально допустимое давление в шине (указывается в фунтах на квадратный дюйм).

Алгоритм выбора колесных дисков  

1. В соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля определяем допустимые типоразмеры колесных дисков (если вы не спец в этом вопросе - проконсультируйтесь со специалистами сервисного центра).

2. Выбираем эксплуатационные характеристики, которые нам необходимы, и какими из них можно пожертвовать. К примеру, определяемся, что важнее: внешний вид или цена, внешний вид или прочность, прочность и внешний вид или цена и т.д. То есть, выбираем тип диска. Вкратце это можно выразить следующим образом: 

  • Если важнейшим параметром является невысокая цена и ремонтопригодность, ваш выбор - стальные штампованные диски.
  • Если желательна красота дисков, а также управляемость автомобилем, ради чего вы готовы пожертвовать ремонтопригодностью, ваш выбор - литые легкосплавные диски. 
  • Если вы желаете ездить на прочных, красивых, «спортивных» дисках, и можете себе это позволить, ваш выбор - кованые диски. 
  • Если вы желаете ездить на очень прочных, очень красивых и очень «спортивных» дисках - для вас составные диски.    

В следующей сравнительной таблице приведены характеристики дисков, оцененные по 5-балльной шкале (5 баллов - лучшие свойства):

 Штампованные диски Литые диски Кованые диски Составные диски 
 Масса 1
 Прочность 4
 Ремонтопригодность 5
 Дизайн 1
 Низкая стоимость 5

Советы по уходу за дисками   

  • Регулярно проводите балансировку колес. Это позволит избежать лишней нагрузки на диск, вызванной биением.
  • При балансировке желательно использовать самоклеющиеся грузки (использование обычных может привести к коррозии).
  • Проводите осмотр дисков на наличие механических повреждений. Сколы и царапины - источник коррозии.
  • При установке дисков нужно использовать крепежные болты, которые идут в комплекте с диском.
  • Для легкосплавных дисков никогда нельзя использовать болты от стальных дисков (такие болты длиннее и могут привести к повреждению тормозных колодок).
  • Помните, что легкосплавные диски не подлежат восстановлению.

 


Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: