Как работает вариатор

28 апреля 2011 • Владимир Дремов, АвтоПортал • 10280 просмотров • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



«Вариатор», Multitronic, Transmatic, CVT (Continuously Variable Transmission) – названия трансмиссии с бесступенчатым изменением передаточного отношения. Как они работают и чем хороши – разбирался АвтоПортал.

 

Основная задача коробки переключения передач - эффективно использовать крутящий момент двигателя для передвижения авто на различных скоростях. Двигатель не может одинаково эффективно работать и на низких, и на высоких оборотах - он ограничен определенным диапазоном. 

С помощью КПП ограниченный эффективный диапазон оборотов двигателя трансформируется в широкий диапазон скоростей ведущих колес.

Идеальный вариант работы двигателя - на оборотах, соответствующих его максимальной эффективности. Именно этот вариант и реализует вариатор. 

Кроме того, вариатор обеспечивает изменение передаточного числа без дискретных шагов (таких как в МКПП или «автомате»), подбирая наиболее эффективное его значение. В результате работы двигателя в зоне оптимальных оборотов обеспечивается высокая экономичность, лучшая динамика разгона. А результатом плавного изменения передаточных чисел является плавность хода и сохранность трансмиссии.

В настоящее время на автомобилях чаще всего используют два типа вариаторов: клиноременной и тороидный. Разберемся в том, как они работают.

Клиноременной вариатор 

Такой вариатор состоит из двух шкивов, между которыми зажат ремень в форме клина. Каждый из шкивов, в свою очередь, состоит из двух конусов, обращенных острыми концами друг к другу. Конусы могут сдвигаться и раздвигаться, меняя рабочий диаметр, по которому движется ремень. При сближении конусов клиновый ремень «выталкивается» - движется по большему диаметру, при раздвижении конусов - по меньшему. Это позволяет плавно менять и передаточное отношение: один из шкивов (ведущий) соединен с двигателем, второй (ведомый) - с коленвалом. 

Для того чтобы ремень был всегда натянут, конусы шкивов должны двигаться синхронно: на одном шкиве они «съезжаются», увеличивая рабочий диаметр, и, одновременно, на другом - «разъезжаются», уменьшая диаметр.  

Клиноременные вариаторы используют на своих автомобилях Audi, Daf, Volvo, Honda, Mitsubishi и др.

Тороидный вариатор 

Тороидный вариатор состоит из двух дисков в форме конуса, между которыми вращаются ролики. Ролики могут смещаться относительно вертикальной оси, соприкасаясь с дисками в разных точках. За счет этого смещения и происходит изменение передаточного отношения. 

Тороидные вариаторы способны передавать больший крутящий момент, чем клиноременные, но они сложнее в изготовлении и потому - дороже.  

Тороидные вариаторы устанавливает на свои автомобили Nissan и др.

Преимущества вариаторов   

  • Нет толчков при переключении.
  • Меньшие потери мощности (более высокий КПД).
  • Работа двигателя в оптимальном диапазоне оборотов улучшает экономичность и снижает вредные выбросы.
  • Лучший «отклик» на нажатие педали газа. 

Недостатки вариаторов  

  • Дорогое обслуживание и ремонт. 
  • Необходимость строгого соблюдения межсервисных интервалов.
  • Ограниченная (до 250 л.с.) допустимая мощность двигателя. Это связано с тем, что вариаторы работают за счет трения, и при превышении допустимого крутящего момента, ремень или ролики могут проскальзывать.
  • Не рассчитан на «спортивный» стиль передвижения. 

И еще...

При нажатии на педаль газа двигатель выводится на оптимальные обороты (с соответствующим звуковым сопровождением), а затем автомобиль продолжает ускоряться за счет изменения передаточного отношения в трансмиссии (при этом звук мотора остается на одном уровне). 

Для создания более традиционного звукового сопровождения, вариаторы иногда оснащают «ручным» режимом с некоторым набором фиксированных передач. 

Электронные системы, управляющие вариатором, могут обеспечить водителю также «спортивный» режим вождения, «экономичный» или адаптироваться к конкретному водителю.

Мнение

Андрей Задорожный,
владелец Mitsubishi Outlander XL с клиноременным вариатором

На моей предыдущей машине была установлена 4-ступенчатая автоматическая коробка передач, поэтому, пересев на машину с вариатором, я особой разницы не заметил. Единственное отличие, как мне показалось, заключается в том, что авто с вариатором разгоняется как-то менее «резво». 

Из «плюсов» работы вариатора могу отметить, что, судя по технической документации, такая коробка более щадящее относится к двигателю. Правда это или нет, скажу, когда проеду первые 100 тыс. на своем Outlander.    

 


Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: