Что будет если… в топливо добавят биоэтанол

12 апреля 2012 • Владимир Дремов, АвтоПортал • 27904 просмотра • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



Продолжаем публиковать статьи из серии «Что будет если…». Сегодня обсудим – что будет, если в Украине примут закон об обязательном содержании в бензине биоэтанола.

Как мы уже сообщали, в Украине собираются запретить выпускать нефтепродукты без спирта: Министерство энергетики и угольной промышленности подготовило законопроект об обязательном содержании в бензине 5% биоэтанола начиная с 1 января 2013 года, и 7% - с 2014 года.

Как биоэтанол влияет на системы автомобиля

Согласно законам жанра, для того, чтобы интереснее раскрыть тему, читателя (зрителя, аудиторию) сначала следует озадачить или испугать. Собственно, этим приемом пользуются многие СМИ, в частности, раскрывая тему биоэтанола. Но забывают при этом, что затем следует рассказать, почему все не так страшно, как было сказано в начале.

Итак: пугаем биоэтанолом

Биоэтанол (попросту говоря - спирт) получают в процессе переработки растительного сырья. Большую часть биоэтанола в мире производят из кукурузы и сахарного тростника, но могут использоваться и другие сельскохозяйственные культуры с большим содержанием сахара или крахмала: маниок, картофель, сахарная свекла, ячмень и пр.

Этанол - отличный растворитель и окислитель. И поэтому этанол в составе бензина может повредить уплотнительные прокладки и другие пластмассовые детали автомобиля (чтобы этого не случилась должны быть использованы нержавеющая сталь, пластик и т.п.).

Поэтому же этанол смывает все отложения, образовавшиеся в топливной системе и баке. Как результат - сразу после перехода на топливо с этанолом топливная система засорится.

Автомобили начинают потреблять больше топлива, зимой для прогрева двигателя потребуется больше времени. А карбюраторные автомобили для работы на этаноле требуют тонкой и точной настройки карбюратора. 

Присутствие в спирте химически связанного кислорода требует уменьшения объема воздуха, необходимого для сгорания топлива, и не все инжекторы могут справиться с автоматической регулировкой.

Радуем биоэтанолом

Этанол дешевле бензина, поэтому автомобильное топливо на основе бензина и биоэтанола также будет дешевле.

Смесь бензина и спирта содержит меньшее количество серы, бензола и прочих вредных для двигателя веществ. Соответственно, снижается и количество продуктов сгорания, которые ведут к повышенному износу двигателя и окисляют моторное масло. В результате и моторное масло, и двигатель служат дольше. По этой же причине дольше служат и свечи зажигания, а выхлоп автомобиля становится более экологичным.

Этанол более эффективно сгорает, имеет меньшую теплопроводность и высокое октановое число. В результате двигатель работает стабильнее, снижается риск перегрева двигателя и прогорания впускных клапанов, отсутствует опасность детонации.

Каким бывает бензин с биоэтанолом

В автомобильных двигателях применяются топливные бензиновые смеси этанола с маркировкой от Е5 до Е100 и биодизель В2-В100. Буква «Е» - сокращение английского слова Еthanol, «В» - Biodiesel, цифры - процент этанола (или биодизеля) на единицу объема смеси.

В Украине маркировка несколько отличается. Например, «Е95-40» означает, что смесь состоит из бензина и биоэтанола, который составляет 30-40%, при этом октановое число - 95. Кстати,  такое топливо больше года уже производят на Шебелинском ГПЗ.

К примеру, топливо европейской марки Е85 (85% этанола) производит компания «Технисервис», «КоронАгро» и пр.

В мире наиболее распространены бензиновые смеси с низким содержанием этанола - Е5, Е7 и Е10 (именно их и планирует узаконить в нашей стране Министерство энергетики и угольной промышленности).

К слову, украинские ГОСТы и ДСТу не нормируют содержание спирта в топливе, в них указываются лишь химические свойства и предельное содержание вредных веществ.

Как мы уже писали, в марте этого года Минэкономразвития своими приказами аннулировало государственную регистрацию 66 технических условий (не путать с ГОСТами) на топливо и его компоненты. Есть вероятность, что в новых технических условиях наличие спирта уже будет указываться.

Страшны ли 5% спирта для автомобиля

А теперь расскажем как все происходит на самом деле.

Все «страшилки» и «радости» по поводу биоэтанола, перечисленные выше, - относятся к использованию в двигателе высококонцентрированных смесей.

А 5% этанола в топливе на работе двигателя или целостности топливной системы - не отразятся.

Более того, и 7%, и даже 10% этанола в бензине на характеристиках автомобиля почти не скажутся. Будет заметен лишь эффект, аналогичный использованию топлива с моющими присадками - будут чище свечи и двигатель.

А главный эффект от внедрения этанола в топливо будет заметен лишь предприятиям, этот этанол производящим.

Но не будем вдаваться в тонкости политики и государственной экономики, а приведем данные исследований Лондонского Королевского общества натуралистов (The Royal Society of London for the Improvement of Natural Knowledge):

Топливо

Возможность применения

До 5% этанола

Любые автомобили

Более 5%, до 10%

Любые автомобили возрастом до 15-20 лет. В карбюраторных авто может потребоваться регулировка и настройка карбюратора.

Более 10%, до 25%

На авто старше 15-20 лет потребуется регулировка карбюратора, модификация системы впрыска, топливной системы, системы зажигания и стоит заменить топливный бак.

Более 25%

Требуется специальная подготовка автомобиля.

Собственно, на этом можно поставить точку. Стоит лишь отметить, что 5-10% этанола в топливе - это норма для большинства цивилизованного мира. В соответствии с директивами Евросоюза, к 2020 г. 10% топлива должны приходиться на биоэтанол. Например, в Германии топливо Е5 продается с 2005 г., а с 2011 г. ему на смену пришло топливо Е10. 

Биотопливо продается более чем в 40 странах, и в большинстве развитых стран приняты программы, направленные на поддержку производства экологичного топлива. И введением в действие вышеописанного законопроекта Украина хоть и немного, но все-таки приближается к Европе.

Итог

  • 5-10% этанола в топливе не разъест топливную систему, а создадут эффект моющих присадок.
  • 10% этанола безопасно для всех автомобилей. Лишь в старых авто потребуется тщательно отрегулировать карбюратор.
  • И лишь если в топливе более 25% этанола - потребуется кардинальная модернизация автомобиля.

Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: