Что будет если… закроется АвтоВАЗ

29 марта 2012 • Денис Тараканов, АвтоПортал • 8098 просмотров • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



Продолжаем публиковать статьи из серии «Что будет если…». Сегодня порассуждаем – что случится, если Волжский автомобильный завод прекратит свое существование.

Почему именно ВАЗ? Потому, что это самый крупный автопроизводитель СНГ, и изменения в политике его продаж, производимых моделях и т.п. - очень серьезно сказывается на рынке как России, так и Украины.

Кроме того, можно вспомнить историю 2002-2005 гг., когда в Украине вводились ограничения на ввоз авто из Российской Федерации. Квота автомобилей составляла около 17 000 в год, при этом они облагались специальным налогом в 31,7%. Правда, после этого вступило в силу Межправительственное Соглашение с Россией, которое предусматривало нулевую пошлину на автомобили из РФ.

И еще один пример - с ноября прошлого года была введена квота на автомобили из Узбекистана в количестве 3 шт. в год. Не так давно эту квоту отменили, и Daewoo снова появились на рынке. Но ведь могли же и не отменить!

В рамках неустойчивой отечественной политики и экономики (тем более с учетом напряженности по газовым соглашениям) не так уж сложно представить, что новые автомобили ВАЗ могут исчезнуть с нашего рынка. Что вполне равносильно закрытию завода для Украины.

Итак, представим, что подобное апокалипсическое событие все-таки произошло (еще до того, как его предсказали Майя). И для начала обратимся к статистике (данные Ассоциации УкрАвтопром):

№ п/п

Марка

2011 год

1

ВАЗ

28436

2

HYUNDAI

21829

3

ЗАЗ

19529

4

TOYOTA

12906

5

RENAULT

11478

6

CHEVROLET

10869

7

SKODA

10596

8

FORD

10446

9

VOLKSWAGEN

10099

10

KIA

9307

11

NISSAN

9245

12

MITSUBISHI

6938

13

GEELY

6449

14

DAEWOO

5072

15

CHERY

4374

16

PEUGEOT

3259

17

HONDA

3154

18

SSANG YONG

2723

19

LEXUS

1838

20

SUZUKI

1712

21

MAZDA

1698

22

BMW

1668

23

MERCEDES-BENZ

1649

24

AUDI

1471

25

CITROEN

1401

26

SUBARU

1355

27

FIAT

1350

28

OPEL

1240

29

LAND ROVER

879

30

VOLVO

536

 

Другие

3947

 

Всего

207453

И что мы видим? Доля ВАЗа на рынке Украины в 2011 г. составила 13,7%. Это много. Очень много. Производители бьются годами для того, чтобы доля их марки на рынке заняла хотя бы 5%, а ВАЗ на таких высоких позициях находится и лидирует уже не первый год (начиная с 70-х гг. в СССР + 20 лет независимости).

Как известно, главное преимущество автомобилей ВАЗ - не технические «навороты» (напротив, многие модели по техническим характеристикам - выходцы из СССР), а цена автомобилей. Конечно, некоторые марки могут похвастать моделями дешевле ВАЗовских, но такое обилие различных моделей в диапазоне до $10 тыс. присуще только Волжскому автозаводу (не стоит забывать также и о привычном для украинцев бренде «ВАЗ» или Lada):

Марка и модель автомобиля

Базовая стоимость, $

Chery QQ

5870

Daewoo Matiz

5988

Lada 2107

6861

Lada 2113 Samara

7613

Lada 2109

7650

Lada 2114 Samara

7913

Chery Jaggi

7960

Geely CK-2

7988

Lada 21099

8025

Lada 2115 Samara

8288

Lada 110

8332

Chery Kimo

8390

ЗАЗ Sens

8400

Daewoo Nexia

8499

Lada 111

8622

Lada 118 Kalina

8787

Lada 119 Kalina

8787

ЗАЗ Lanos седан

8960

BYD F0

8990

ЗАЗ Lanos хэтчбек

9100

Lifan 320

9250

Lada 117 Kalina

9259

Chery Amulet

9390

Lifan 520 хэтчбек

9625

Lifan 520 седан

9750

Citroen C1

9920

Peugeot 107

9920

ЗАЗ Forza

9989

Все-таки вернемся к тому, что будет, если АвтоВАЗ исчезнет с нашего рынка (и прекратится сборка этих авто на территории Украины).

Сразу же после окончания поставок - случится бум на покупку авто марки Lada. Все склады автомобилей буквально разметут за несколько дней.

Отразится это событие и на рынке подержанных автомобилей - б/у экземпляры Lada и ВАЗ существенно поднимутся в цене.

Так как ВАЗ прочно занимает нишу недорогих привычных авто, в этом сегменте образуется пустота. А так как на долю ВАЗа приходится 13,7% рынка - это будет лакомым кусочком для других производителей.

Ближе всех к ВАЗ по объемам продаж подобрались Hyundai и ЗАЗ. Автомобили Hyundai - намного дороже ВАЗовских, но, тем не менее, являются одними из самых доступных иномарок от именитых производителей. У Renault, Chevrolet, Skoda, Ford, Volkswagen, KIA и др. тоже найдется некоторое количество весьма доступных моделей - их также ожидает подъем продаж.

А вот на продажах марок, минимальная цена на автомобили которых вплотную приблизилась к $20 тыс. (например, Toyota) - уход ВАЗа с рынка не отразится.

То есть, часть потребителей, мечтавших о ВАЗе, подкопят денег и приобретут себе, к примеру, Hyundai Accent, Renault Logan, Renault Sandero и пр., но, тем не менее, вряд ли такие покупки приобретут массовый характер.

Основное перераспределение сил будет происходить в сегменте автомобилей до $10 тыс.

Основное перераспределение будет происходить в сегменте до (и около) $10 тыс. Citroen C1 и Peugeot 107, попадающие в этот сегмент, в нашей стране пользуются славой женских автомобилей. Поэтому будущий водитель мужского пола (которых большинство) нацелившийся на покупку Lada 2114 Samara, скорее всего не сменит своих предпочтений и выберет, к примеру, ЗАЗ Sens, ЗАЗ Lanos или ЗАЗ Forza. Свою долю получит и Daewoo (если, конечно ввоз этих авто снова не запретят).

Продажи автомобилей ЗАЗ в Украине резко поднимутся, и могут значительно превзойти продажи автомобилей Hyundai. То есть отечественный автопром серьезно выиграет от отсутствия ВАЗа.

Самые доступные модели Hyundai, Renault и пр. тоже приобретут некоторую долю рынка.

Но все-таки 13,7% для рынка это много, и вышеописанным производителям вряд ли удастся сразу заполнить эту нишу. А делать это нужно очень быстро - конкуренция высока.

И тут в бой вступят китайцы. Со всем задором и трудолюбием своего многомиллиардного населения. В результате и Geely и Chery серьезно поднимутся в рейтинге и войдут если не в пятерку, то уж точно в десятку самых продаваемых автомобильных брендов в Украине.

А за ними подтянутся и другие: развитие и процветание на территории Украины ждут вернувшихся на рынок BYD, Great Wall, Lifan, MG. Новые бренды уже сейчас проявляют активность: на выставке SIA-2012 будут представлены Camah, Changan Auto.

После ухода ВАЗа вернутся в Украину пропадавшие на период кризиса Dadi, Groz, Shuanghuan, придет FAW с легковыми автомобилями. И прочие и прочие и прочие...

Индийские бренды (например, Tata) тоже попытаются выйти на наш рынок. Сделают попытку пробиться и автомобили из Ирана: хотя Iran Khodro уже давно присутствует на рынке, появится еще и Saipa.

В результате Украина превратится в страну китайских авто + авто, произведенных в развивающихся странах.

Итог

Если АвтоВАЗ уйдет с нашего рынка, произойдет следующее:

  • ЗАЗ займет лидирующую позицию по продажам автомобилей.
  • В ТОП-5 автомобильных продаж войдут бренды Geely и Chery.
  • На продажах корейских, а тем более японских и европейских авто, это событие практически не отразится.
  • Украина превратится в страну, перенасыщенную китайскими автомобилями и новыми китайскими, арабскими, индийскими, и даже африканскими брендами.

Вывод: пусть уж лучше останется и будет здравствовать ВАЗ. От него мы хоть знаем чего ожидать.


Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: