Наш репортаж: один день с ГАИ

10 октября 2011 • Владимир Дремов, АвтоПортал • 23824 просмотра • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



На прошлой неделе АвтоПортал принимал участие в дежурстве ГАИ: на протяжении смены журналисты неотступно следовали за инспекторами ДПС.

Будучи за рулем, многие привыкли воспринимать инспекторов ГАИ как фактор, мешающий дорожному движению, а не помогающий ему, и тем более – обеспечивающий безопасность. В ходе дежурства нашей целью было познакомиться с обратной стороной медали – посмотреть изнутри как сотрудники ГАИ относятся к своей работе, к водителям, нарушителям, составлению протоколов и т.п., а также задать "неудобные" вопросы. Что из этого получилось - читайте дальше.

Полк ДПС

День с ГАИ начался с построения личного состава на территории полка ДПС на ул. Семьи Хохловых в Киеве. К слову, штат инспекторов полка насчитывает 780 человек, которые работают в 3 смены по 8 часов (не сложно подсчитать, что одновременно на улицах города находится чуть более 100 экипажей).

Здесь же, после построения, удалось задать несколько вопросов начальнику штаба ГАИ МВД г.Киева подполковнику Владимиру Демчуку.

Например, нам рассказали о том, что в настоящее время законодательством не предусмотрены документы, которые давали бы право беспрепятственного проезда или позволяли избежать наказания за нарушение ПДД. То есть "пропуска под стекло" сейчас не действуют, а, напротив - изымаются. "Крутые корочки" тоже не являются защитой при нарушении ПДД.

В то же время, мелькавшую в СМИ информацию о том, что инспекторов, которые остановят за нарушение владельцев "крутых" номеров, будут премировать, подполковник Владимир Демчук не подтвердил. Да, "крутых номеров" сейчас нет, – сотрудники ГАИ фиксируют нарушения вне зависимости от номера автомобиля (список "крутых" номеров см. в нашем материале). Но и премий за это не предусмотрено.  

На линии

Итак, экипаж выехал на дежурство. Место дислокации - Московский проспект, о. Труханов. Основное нарушение на этом участке – превышение скоростного режима.

 

Поставив конусы, инспектор устанавливает на штатив "Визир",

настраивает его, –

дежурство началось.

И сразу же нужно отметить, что и экипаж, и журналистов, на проспекте окружал воздух, плотно насыщенный отработавшими газами автомобилей. И здесь нам предстояло провести 5-6 часов, а сотрудники ДПС в таких условиях (да и при любой погоде) - практически каждый день.    

 

Как только экипаж занял позицию, проезжающие мимо автомобили начали приветственно сигналить - традиция что ли такая, или уже успели разок познакомиться? 

Экипаж было видно издалека (создавали массовость и роившиеся вокруг него журналисты с видеокамерами), поэтому желающих превысить скорость не находилось. Сотрудники ГАИ только улыбались – ведь основная цель автоинспекции – предупредить и не допустить нарушения. А если водители сбрасывают скорость, ведут себя более осмотрительно на опасном участке – значит цель достигнута.

С этой же позиции инспекторы объяснили и свое отношение к традиции водителей мигать дальним светом, предупреждая о постах ГАИ: это хорошо, потому что водители будут ехать более внимательно. 

Чистоту эксперимента несколько портили две видеокамеры (и две съемочные группы), которые также были видны издалека, но несколько человек, превысивших скорость, все же нашлось.

Общаться с нарушителем, выносить устное предупреждение или оформлять протокол направляется один из экипажа ГАИ - второй остается у патрульной машины.   

 

 

Наверное, даже не стоит упоминать, что общение инспекторов с нарушителями, общение нарушителей с инспекторами (да и журналистами) было максимально вежливо и корректно с обоих сторон.

Периодически мимо проносились авто со скоростью, явно превышающей 80 км/ч. На наш вопрос о том почему эти авто не "тормозят", нам ответили, что если машина движется в потоке по третьей полосе, то остановить ее без создания аварийной ситуации довольно сложно, да и фото- или видеофиксация нарушения в потоке затруднена. Поэтому о таких случаях передают по рации следующему наряду – он и "разбирается" с нарушителем.

Пользуясь указанными сложностями, водители "крутых тачек" в левом ряду чувствуют себя более вольготно. Но не так давно я был свидетелем того, как на проспекте Бажана в Киеве сотрудники ГАИ остановили Toyota Camry, мчащуюся в левом ряду с очевидным превышением скорости. Честно говоря, немного позлорадствовал - "мажора" все-таки поймали.

Дежурство продолжается. На "Визире" скорость 88 км/ч; машина четко видна: 

   

  

Водитель не стал выходить из авто.

 

Что делать – оформлять протокол или выписывать "зауваження" – инспектор определяет на месте: если водитель осознает свою вину или совершил неумышленную ошибку, и при этом не создана аварийная ситуация – наказание может быть минимальным в виде устного предупреждения. Главное – в дальнейшем водитель будет более осмотрительным.

Если же водитель не осознает опасности своего нарушения, нарушил сознательно – однозначно будет выписан штраф.

Как определяют инспекторы степень "осознания вины"? Очень просто – за 10 лет работы они стали уже опытными психологами, и видят – с кем для предупреждения нарушений достаточно просто поговорить, а кому необходимо выписать штраф.

В случаях же спорных ситуаций, когда инспектор не уверен в совершении нарушения, водителя не останавливают. Процитирую одного из "наших" инспекторов: "Скажу лично о себе: если я останавливаю транспортное средство, то я на 100% уверен в том, что водитель нарушил Правила Дорожного Движения. Я не буду никого останавливать, если мне "что-то показалось" или я "что-то предполагаю". 

Вот так и проходило дежурство: дышать было практически нечем, экипаж стоял у радара, 

его окружали журналисты, водители сигналили, проезжая мимо. За смену были выписаны и протоколы, и вынесены "зауваження".

Работа сложная, требующая и моральной и физической подготовки. По части физкультуры – инспекторы сдают нормативы: бегают, прыгают, подтягиваются, занимаются рукопашным боем. И постоянно проходят обучение: изучают законы, подзаконные акты и т.п., после чего подтверждают свои знания, сдавая зачеты.

День закончен

Работа заканчивается возвращением в часть, сдачей документов и оружия. 
По домам!

Итог

Не скрою, я с некоторой опаской ехал на дежурство в ГАИ: ожидал, что мне там будут не очень-то и рады. Кроме того, ожидал увидеть хмурых серьезных парней в синей форме, с которыми и поговорить-то не о чем. Я ошибся.

Экипаж, с которым мне удалось познакомиться - светлые и открытые люди, которые делают свое дело. Они не останавливают "просто так", не берут взяток, они помогают водителям, и, в первую очередь, предупреждают нарушения, ведут профилактику, а лишь во вторую – наказывают. Они вежливы, корректны, с ними просто по-человечески интересно общаться. Они действуют по Закону.

Идеал "ГАИшника"? Да!

Экипаж показал какими ДОЛЖНЫ БЫТЬ работники ГАИ. А какие они ЕСТЬ – знает практически каждый автолюбитель. Искренне надеюсь, что именно такие люди, как в нашем экипаже, в скором времени будут преобладать в ГАИ. Ведь такими они и должны быть.

 

Благодарим Наталью Сторожик, начальника пресс-службы управления ГАИ ГУМВД Украины в г.Киеве 

PS Судя по комментариям, наши автомобилисты даже не могут представить, что существуют нормальные ГАИшники. У многих (если не у всех) - есть негативный опыт общения с работниками ГАИ. Это беда как нашей страны, так и ГАИ в частности.
У меня, как водителя, - тоже есть разнообразный опыт общения с сотрудниками ГАИ. А вот в этот раз - повезло. Экипаж, с которым мы дежурили - был идеальным. Я отлично понимаю, что при журналистах многого увидеть не удастся, многого не расскажут.
А вот какими ДОЛЖНЫ быть сотрудники ГАИ - я увидел. И делюсь этим с вами, уважаемые читатели. И надеюсь, что именно ТАКИХ ИДЕАЛЬНЫХ будет больше. 


Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: