Отмена ТО и прочие нововведения: что ждет водителей?

17 августа 2011 • Вадим Володарский • 1518897 просмотров • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



В материале подробно анализирует новый Закон, описывает его последствия для автомобилистов, а также развенчивает необоснованные мифы адвокат Вадим Володарский.

 

Пожалуй, мало нововведений обсуждались в среде водителей так же активно, как принятие закона с длинным названием: "Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо усунення надмірного державного регулювання  у сфері автомобільних перевезень".

И это неудивительно, поскольку нововведения сильно меняют жизнь водителей в целом ряде сфер. К лучшему или к худшему? Попробуем разобраться. Одновременно развеяв некоторые заблуждения, которые вносятся рядом публикаций в СМИ, подготовленных явно не очень сведущими в законодательстве людьми. В законодательстве как том, что действует на данный момент, так и новом, вступившем в силу.

Каковы же основные новшества? 

Жизнь без ТО

Прежде всего, новый закон известен как «закон об отмене техосмотра». С этого и начнем.

Внесением изменений в ст.35 Закона «О дорожном движении» государственный техосмотр отменяется как явление. Вместо него вводится «обязательный технический контроль транспортных средств». Но не для всех - частные легковые автомобили, мотоциклы и мопеды (кроме тех автомобилей, что используются для коммерческих перевозок) от этого, проводящегося субъектами хозяйствования (то есть частными СТО) контроля освобождены

Для остальных транспортных средств установлена периодичность таких проверок. Одновременно упоминание о техосмотре и талоне техосмотра убрано из «смежных» законодательных актов, например, КоАП.

Какие изменения для «частников» это повлечет? Похоже, только устранение хлопот с получением заветного талончика. На безопасности движения это вряд ли скажется. Как известно, большинство автомобилистов реально этот техосмотр не проходило, как положено. Проще говоря - «покупали» талончик. В то же самое время, процент ДТП по техническим причинам в общей статистике мизерный.

И даже те ДТП, что происходят по техническим причинам, в большинстве своем не могли бы быть предотвращены за счет техосмотра. Причин тому несколько. Во-первых, за годы или месяцы между техосмотрами состояние автомобиля может измениться. А во-вторых... Во время техосмотра может проверяться то, как функционируют те или иные системы автомобиля, но целый ряд дефектов или не могут быть выявлены вообще до того, как произойдет аварийная неисправность, или могут быть выявлены только при полной разборке автомобиля, чего никто, естественно, не делает. 

Таким образом, автомобиль может пройти установленную диагностику, выехать со станции, а через сто метров может, к примеру, лопнуть тормозной шланг... Гарантии, что такое не произойдет, не даст никто. И такое может произойти далеко не только на старых и в плохом состоянии автомобилях (особенно учитывая качество многих продающихся сейчас запчастей).

Так что отмену государственного техосмотра следует рассматривать как безусловное благо. И к тому же как устранение одного из давно существующих поводов для коррупции.

За границу без техосмотра

Авторы некоторых публикаций выражали беспокойство, как же украинские водители будут ездить за границу без талона техосмотра.

Однако это вряд ли станет проблемой. В целом ряде стран такого понятия, как техосмотр в нашем понимании, не существует. Его вообще нет в ряде штатов США, в некоторых других он сводится к проверке токсичности выхлопа. Есть сведения, что в ряде европейских стран, например, во Франции, отсутствует техосмотр для мототехники (считается, что мотоциклисты достаточно здравомыслящие люди, чтобы следить за состоянием техники, от которой зависит их жизнь; несмотря на отсутствие техосмотра, аварии из-за технического состояния и в этом случае составляют доли процента от общего числа). 

Тем не менее, и американские водители, и французские мотоциклисты спокойно участвуют в международном движении. Потому что правила, установленные международными конвенциями, дают такую возможность для зарегистрированного в установленном порядке транспортного средства, и требовать техосмотр, если он не обязателен в стране регистрации, при участии в международном движении у полиции страны пребывания нет оснований.

ГАИ не будет проверять техсостояние прямо на дорогах

Еще один важный аспект. Уже после подписания Президентом нового закона появились сообщения, что ГАИ будет проверять техническое состояние прямо на дорогах. И даже для этого МВД закупило специальные мобильные лаборатории. 

Так вот, такого права новый закон не дает. Как, собственно, и старый. Уже на протяжении длительного времени ст.35 Закона «О дорожном движении» предусматривала единственный случай проверки техсостояния - тот самый государственный техосмотр. Исходя из положений ст.19 Конституции Украины, должностные лица не имеют права совершать действий, прямо не предусмотренных законом. Так что «ТО на дороге» вне закона уже давно.

Что изменилось? Редакция указанной статьи закона изменена, государственный техосмотр для всех заменен обязательным техническим контролем, под который не подпадают частные транспортные средства. Но никакая норма нового закона не дает ГАИ права проводить проверку техсостояния на дороге! Следовательно, и действия ГАИ, и вынесенные по результатам таких проверок постановления об административном правонарушении, могут быть обжалованы, в том числе и в судебном порядке. А законного способа использовать для таких проверок закупленную с этой целью технику - просто не существует! 

Без доверенности

Следующее нововведение в СМИ назвали «отменой доверенностей». И появились даже сообщения, что все, кто ездит сейчас по так называемым генеральным доверенностям (предусматривающим право распоряжения транспортным средством и обычно прикрывающим покупку), будут обязаны срочно перерегистрировать транспортные средства. А на ряде Интернет-форумов высказывалась даже версия, что транспортным средством сможет управлять только его собственник, и никто другой. Так ли это?

В Гражданский кодекс изменений относительно сути и функций доверенности не вносилось. Уже из этого понятно, что если у кого-то была доверенность, дающая право на совершение каких-то действий или сделок, то она сохраняется в силе. «Купившие по доверенности» транспортные средства не теряют ничего, правда, и не приобретают, и все опасности такого оформления «покупки», о которых мы уже говорили, сохраняются.

Что же изменилось? Перечень документов, который должен предъявить сотруднику милиции для проверки водитель. Теперь это: водительское удостоверение соответствующей категории и регистрационный документ. Неважно, на какую фамилию. Если у водителя есть эти документы (и застрахована гражданская ответственность), то он управляет транспортным средством законно, даже если не является его собственником.

Именно такая практика существует в большинстве развитых стран: для законности управления достаточно передачи ключей и техпаспорта. Никакого специального документа о передаче права управления не нужно. И, естественно, транспортное средство не должно числиться в угоне.

Естественно, у угонщика не будет регистрационного документа, если только владелец не проявил небрежность и не оставил таковой в транспортном средстве.  И, скорее всего, ключей тоже. Так что на самом деле, в противоположность страхам многих автовладельцев, нововведения вряд ли помешают бороться с угонами.

Ложка дегтя

Но в каждой отечественной законодательной бочке меда есть ложка дегтя. В данном случае - это изменения в Закон «О милиции», которые существенно расширяют перечень оснований для остановки сотрудником милиции транспортного средства. Некоторые из новых пунктов не могут вызвать особого неприятия, такие, например, как явные признаки технической неисправности (тут не о диагностике речь, не о проверке техсостояния! А о явных моментах, например, видимом отсутствии предусмотренных конструкцией фар), или наличие данных о причастности к преступлению либо правонарушению, или об использовании транспортного средства с противоправной целью, и ряд других. Однако... Введено такое основание остановки, как «проведение целевых мероприятий с целью проверки документов».

Вот здесь существует двойное зло. Во-первых, это, по сути, легализация таких проверок без причины, без нарушения со стороны водителя, по принципу: остановим, а там авось что найдем. Это - и основания почем зря трепать нервы водителям, и причина для коррупции. Во-вторых, с юридической точки зрения, опять же водители ставятся в другое положение, чем все прочие категории граждан. Потому что ст.11 Закона «О милиции» содержит положение, согласно которого милиция может проверять у граждан документы в случае подозрения в совершении правонарушений. А у водителей, получается, можно просто так, в ходе «целевых операций». В который раз в нашей стране севший за руль априори приравнивается к правонарушителю. Причем на законодательном уровне.

Впрочем, даже при таких остановках есть возможность обжалования действий сотрудников ГАИ, хотя бы с целью проверки, действительно в данном месте в данное время проводилась такая «спецоперация», или это выдумка конкретного сотрудника.

Итог

Все же несмотря на последний пункт, новый закон сам по себе следует считать безусловным благом для водительского сообщества Украины. И, учитывая, что это президентская инициатива, - возможно, признаком того, что государство понемногу поворачивается лицом к тем, кто за рулем.

А вот как он будет воплощаться на практике нашей ГАИ - ответ даст только жизнь.

Адвокат Вадим Володарский


Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: