Старые песни о главном: что ждет автопром Украины

30 ноября 2012 • 5282 просмотра • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



Вчера, 29 ноября, в Киеве состоялась ежегодная международная конференция по развитию автомобильной индустрии Украины AutoPROm.UA’2012. В рамках форума обсуждались проблемы, с которыми столкнулся и может столкнуться отечественный автопром в будущем.

Среди участников конференции можно было увидеть всех ключевых игроков рынка. Прежде всего, это Тариэл Васадзе (почетный президент корпорации «УкрАВТО») и президент корпорации «Богдан» Олег Свинарчук. Из зарубежных гостей - Ник Д. Райлли, президент GM Европа (2009-2012 гг), исполнительный директор Общества автопроизводителей России Игорь Коровкин, а также госсекретарь Министерства экономического развития и технологий Словении Янез Рогель. Принимали участие в дискуссии и члены правительства.

Дабы не внедряться в подробности, которые вряд ли интересны рядовому украинцу, расскажем вкратце о сути конференции. Главным образом представители автозаводов Украины приводили в качестве примеров опыт европейских стран. Особый акцент был сделан на России, которая всего за несколько лет смогла привлечь миллиардные капиталы в возведение новых предприятий и развитие уже существующих.

По мнению отечественных автопроизводителей, их доля на рынке стремительно снижается каждый месяц, что обусловлено бездействием власти по поддержке автопрома. В принципе, мысль не нова - ее неоднократно высказывают украинские автогиганты на протяжении многих лет. Но сейчас, если им верить, сложилась особо тяжкая ситуация. Завод «Еврокар» простаивает, заводу «Богдан» и вовсе стало нерентабельно выпускать автобусы (свою лепту внес введенный Россией утилизационный сбор), да и представители ЗАЗа пожаловались, что не могут экспортировать автомобили в Россию из-за неравных условий игры между государствами, а внутри страны не способны продавать то количество машин, которое позволяло бы не то что развиваться, а хотя бы существовать. Как результат - сокращение персонала и туманные перспективы на будущее.

Причина тому - высокий процент импортных авто, доля которых на рынке за последние 5 лет выросла до максимума. Если в 2008-м соотношение было почти 50 на 50, то сегодня около 80% рынка приходится на долю импортного автотранспорта, а 20% - украинского происхождения. При этом доля автомобилей, выпущенных в России стремительно растет. Если не будут введены заградительные пошлин и созданы комфортные условия для работы заводов в стране, представители автопрома Украины уверены, что тогда уже скоро подобных конференций не станет - говорить будет не о чем, поскольку автопрома не станет.

Стоит отметить, что в ходе обсуждения крупно- и мелкоузловой сборки между гостями форума и участниками конференции разгорелся настоящий конфликт. Представители заводов утверждали, что «отверточная сборка» вредит бюджету страны и даже импортерам, которые завозят машины с уплатой всех налогов и пошлин. В свою очередь присутствующие в зале личности, имеющие свой интерес в подобном бизнесе, ответили тем, что украинцы должны иметь право выбора и не надо делать так, чтобы «все пересели на ЗАЗы».

Надо сказать, что на самом деле правы обе стороны. Если количество импортных авто будет расти такими же темпами, отток денег из страны станет катастрофически опасным для экономики. Что касается крупноузловой сборки (когда в страну завозятся полуразобранные авто на выгодных условиях), этот вид бизнес надо узаконить так, чтобы было выгодно и государству, и производителям, и покупателям.

Особое внимание на конференции уделили комплектующим для авто и привлечению инвестиций для их производства. Это обусловлено тем, что выпуск машин требует различного рода деталей, которые сейчас зачастую приходится покупать за границей. Дабы изменить это - нужны производственные мощности внутри страны или дотации от государства на закупку необходимых деталей за ее пределами.

Если говорить о пошлинах и акцизном сборе, тема которого сегодня обсуждается особенно активно, представители автозаводов считают целесообразным их введение. Причем, как считают украинские автогиганты, это не повлечет за собой сильного снижения импорта из-за прогнозируемого повышения цен. В частности, Тариэл Васадзе заявил, что «глобальные производители абсорбируют колебания пошлин, а где нет пошлины, они просто больше зарабатывают» и в качестве доказательства привел другой пример - когда в 2008-м размер пошлин снизили с 25 до 10 процентов, а цены на авто при этом остались на прежнем уровне. Также президент «УкрАВТО» напомнил, что почти во всех развитых государствах, где есть своя автопромышленность, местные производители занимают 80-85 процентов рынка, а государство при этом регулярно оказывает им поддержку.



О современных трендах в мировой автоиндустрии, а также перспективах интеграции украинских автопроизводителей в мировой автопром участникам в своем докладе рассказал Ник Райлли - Президент GM Европа в 2009-2012 гг.

«Автомобильная промышленность является ключевой отраслью любой экономики и поддерживается государством во всех странах, где она есть» - отметил г-н Райлли. По словам эксперта, большинство стран борются за сохранение автомобилестроения по очевидным на то причинам - это рабочие места, которые создаются напрямую производителями, а также в смежных отраслях, таких как производство автокомпонентов, сырья, металла, пластика и текстиля. Кроме того, автоиндустрия позволяет стране экспортировать и иметь позитивное сальдо в торговле с другими странами. «Существование автомобильной промышленности - очень выгодно для всей экономики страны», - сказал Ник Райлли. Именно поэтому государственная поддержка оказывалась не только в развивающихся странах с небольшим рынком, но и в развитых странах, где активно развиваются известные мировые автогиганты. В качестве одного из примеров новых динамично развивающихся автомобильных рынков Ник Райлли привел Китай, где существует ряд механизмов поддержки автопрома: например, налог на импорт составляет 25%, также существует закон, который запрещает иностранным компаниям иметь более 50% акций в совместных предприятиях. Более того, в Китае понижены налоги на инвестиции, а при создании новых заводов, автопроизводителям предоставляются льготы по продаже земли и по расценкам на электричество.

Кто прав, кто виноват - вопрос риторический. Остается лишь сказать, что Украина действительно нуждается в подобных конференциях, вот только проходить они должны и при участии президента или премьер-министра, ну или в крайнем случае профильных министров. Ведь без их присутствия подобные форумы все чаще напоминают старые песни о главном. А еще можно отметить, что представители автобизнеса, немалая часть которых имеет мандаты народных избранников, заполучили привычку всех депутатов - обвинять друг друга и пенять на правительство. Хотя если объективно, у каждого из крупных игроков так или иначе есть ресурсы, позволяющие развивать свои предприятия. Другое дело, как они распределяются...


Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: