«Кот в мешке» и другие сказки украинского автобизнеса

18 мая 2012 • carway.com.ua, ассоциация "АИДА" • 4712 просмотров • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



В данный момент Украина переживает достаточно сложный интеграционный период. С одной стороны четко обозначен курс на запад – в EC (Европейский Союз). В том числе его разделяет и нынешний глава Государства, что при нашей «вертикальной» структуре власти немаловажно.

«Направо пойдёшь - коня потеряешь, себя спасёшь;
налево пойдёшь - себя потеряешь, коня спасёшь;
прямо пойдёшь - и себя и коня потеряешь».

Как кот ученый рассуждал...или что нас  ждет по левую руку географической карты - EC

Сотрудничество с ЕС - это прежде всего, важное для импортеров облегчение условий торговых операций и логистики: свободное передвижение товаров и услуг в зоне ЕС, согласование законодательной базы, технических регламентов и стандартов. Все это сделает бизнес гораздо  эффективнее и «быстрее», а значит увеличение оборачиваемости денежных средств и оживление экономики.

Второй значимой вехой необходимо отметить сотрудничество с ВТО, в сути которого открытые  рынки и постепенное снижение пошлин и сборов.  Исходя из ситуации на нашем рынке автозапчастей, где доля экспортируемой продукции в большинстве товарных групп или незначительна или отсутствует, необходимы благоприятные условия для ведущих мировых производителей качественного продукта, которые работают на нашем рынке. Вместе со своей продукцией они  приносят технологии, знания, стандарты, которых так не хватает нашему рынку технического обслуживания. А это наша с Вами безопасность на дороге.

Но реальные действия государственных органов, нацеленные на выполнение «бюджета»   не только не способствуют импортным операциям, а останавливают импорт в буквальном смысле слова, ища резервы в кармане импортера.

Последнее настораживающее и неожиданное действие - в Верховной Раде зарегистрирован проект изменений к Закону «О Таможенном тарифе Украины» (законопроект №9241-д), в котором фигурируют и автомобильные группы товаров.  Ниже таблица повышения таможенных пошлин на такие позиции расходников как масла  и фильтры, подняты пошлины на сцепления., аксессуары салона. Аргументы пояснительной записки «о гармонизации и выполнении обязательств перед ВТО»  не соответствуют общеэкономическим принципам ВТО о минимизации заградительных барьеров для торговых операций между странами. Зато использовано право пересмотра пошлин после 3-х лет членства в ВТО, которое Украина решила использовать сполна, установив,  где возможно максимальные ставки.   Для сравнения пошлины России, которая намерена ратифицировать договор с ВТО в июне 2012 года,  в тех же группах  не превышают 5 %. Хотя локализация производства там гораздо выше.

Вместе с завышением таможенной стоимости на границе и не признанием цен контрактов со стороны Таможни все это приведет к  подорожанию запчастей  для водителя. И не стоит надеется, что будут оставаться доступными  бюджетные бренды - так как всех меряют одной «тоннажной» линейкой. И затраты на очистку 1 тонны груза бюджетного продукта себестоимостью например 2000 $ равны в деньгах 1 тонне груза премиум бренда за 4000 $-6000$ ... Но доли затрат для них кардинально разнятся.  

Таким образом, основные следствия всех перечисленных действий для европейского, американского, азиатского производителя, импортирующего запчасти в Украину:

  1. Увеличение розничных цен на продукцию или снижение прибыли компании-импортера
  2. Дополнительные барьеры для импортируемой из Европы и других стран  (ВНИМАНИЕ производителей!), что не соответствует принципам ВТО, в котором Украина с  2008 года.
  3. Содействие потере рынков сбыта за счет локализации производства автомобилей в России и Украине, и запчастей  к ним.
  4. Неконкурентоспособные цены ввозимых бюджетных продуктов

С Россией в противовес - Зона Свободной Торговли и грядущий Таможенный Союз. Но об этом ниже.

Правая сторона вопроса или, - кому же это выгодно?

Уверенность Украины в проевропейском направлении постоянно расшатывает  натиск  России. Сначала с Таможенным союзом, теперь вход идут Зона свободной Торговли СНГ , и на готове билет в Евразийский союз...

Глядя на массированную локализацию автомобильных производств на территории соседа, беспошлинный ввоз запчастей для промышленной сборки и планы России в ближайшем времени привести ставки импорта на остальные запчасти к 0% - открывают Российский рынок для многих производителей автомобилей и автозапчастей. А через Россию и путь на рынки стран  СНГ.

Постоянно растет доля иномарок, поставляемых в Украину с российских автозаводов. На сегодня это Volkswagen Polo, Hyundai Accent, Kia Rio, Renault Logan, которые насыщают украинский рынок. В последствии к ним добавятся и автомобили Ford, Toyota, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Nissan, General Motors, чьи предприятия либо уже построены в России, либо находятся на завершающей стадии. Без сомнений, что вместе с ростом сборки автомобилей будет расти и доля производимых для них автозапчастей, которыми будут снабжаться  ближайшие рынки. 

С одной стороны все выглядит не плохо -доступные автомобили и их достаточное наличие, вместе с запчастями как OE качества так и независимого афтермаркета наводнят украинский рынок.

Но становится вопрос - какая роль в этой игре отводится местному украинскому бизнесу, импортирующему как автомобили так и запчасти из Европы и Азии напрямую? Бизнесу, уплачивающему налоги в Украине?

Обслуживать местную дистрибуцию?  Зачем, если деньги нужно отдавать инвестору, построившему завод  в России.  Ведь можно просто раскинуть шире филиальную сеть в Украине и возвращать финансовый поток в нужном направлении.

А всем остальным, не имеющим российской прописки - пошлины и другие сопутствующие меры, которыми Украина пока все еще потчует  своих торговых партнеров из-за дефицита бюджета...

Прямая дорога - куда?

Конечно же, есть понимание, что в данный момент времени  без уклона в какую-либо из сторон, Украина самостоятельно не в состоянии насытить внутренний растущий авторынок усилиями собственного производства. Тем более производить в Украине пока гораздо дороже, чем привозить. И данный тренд не переломится в ближайшее десятилетие. 

Поэтому, как справедливо заметил кот: «прямо пойдёшь - и себя и коня потеряешь».

Как же спасти и себя и коня?   

По сути это не так сложно как кажется. Главное,  что  смысл отнюдь не в борьбе с амбициями России. А в грамотном построении сотрудничества и сохранении баланса..  Россия метит в мировые лидеры автопрома, а Украина для нее - хороший рынок сбыта. И это нельзя забывать, если мы хотим относительной независимости! 

Высокий товарооборот со странами СНГ обусловлен фактором, который невозможно изменить - географическим положением  Украины.

Но в той же мере, мы центр Европы, поэтому способствовать нужно, прежде всего, развитию внутреннего выгодного бизнеса. На данный момент в автопроме  - это импорт. Задача Мин. экономики найти этот оптимальный баланс. Иначе, если бы все было так просто, зачем нам институты регулирования экономики.

В бизнесе нет ничего хуже двух вещей: неожиданности и недоверия. Поэтому необходимы всего лишь такие условия, чтоб украинские предприятия-импортеры  не прятались в оффшорах,  а чувствовали  поддержку Государства  и  стабильность экономической политики. Чтоб прекратилось издевательство и установилось верховенство закона и прозрачных правовых норм, созданных для предпринимателя.

Ситуация с новым Таможенным кодексом, окончательного текста которого никто не видел, к сожалению, пока свидетельствует об обратном. Остается лишь надеяться, что правительство и Президент прислушались к бизнесу. 

Нужна открытость власти и уверенность, что завтра нам не подсунут очередного кота в мешке.


Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: