Автопрогноз на 2012 год

30 декабря 2011 • Владимир Дремов, АвтоПортал • 8116 просмотров • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



Проведя аналитические исследования, проконсультировавшись с игроками рынка, АвтоПортал предположил что может ждать нас в 2012-м году на автомобильном рынке Украины.

До того, как заглядывать в будущее - давайте вспомним на год прошедший и посмотрим какие события, произошедшие в 2011-м отразились на автомобильном рынке Украины.

Итак, по статистике ассоциации «Укравтопром», график продаж в 2011-м имел следующий вид:

Присутствуют ярко выраженные пики и спады продаж. С чем же они связаны?

Резкий рост, а затем пик продаж автомобилей наблюдаем в марте и апреле. И это напрямую связано с катастрофой в Японии, произошедшей в марте: автомобильные (как, впрочем, и многие другие) заводы Японии остановились, и возникла опасность того, что японские авто исчезнут с нашего рынка. Ведь даже несмотря на то, что «японские» авто активно собирают в Европе, многие запчасти все равно производят в Японии.

Именно это и стало причиной роста продаж автомобилей в Украине - потребители старались успеть приобрести авто, пока они еще есть на рынке, пока не начались сбои с поставками.

Совершенно закономерно, что через два месяца склады импортеров опустели, новых машин не завезли, и произошел довольно резкий спад продаж: японские авто закончились.

Но не тут-то было! В июне поползли слухи, а в июле начала работу Межведомственная комиссия по международной торговле, которая по заявлению Ассоциации «Укравтопром» начала спецрасследование относительно импорта легковых автомобилей с объемом двигателя 1000-2200 см³. «Укравтопром» просил Комиссию уже с 16 августа ввести спецпошлину 33,4% на автомобили с объемом двигателя 1000-1500 см³ и 47% на автомобили с объемом 1500-2200 см³.

В результате возникла опасность подорожания импортных автомобилей, и люди бросились в автосалоны. 16 августа спецпошлину не ввели, но начал муссироваться слух о том, что пошлину обязательно введут с 7 сентября. Это еще больше подхлестнуло покупательскую активность. Итого: в сентябре рекорд продаж.

А после того, как пошлину в сентябре все-таки не ввели - наступил спад продаж автомобилей.

И это еще не все! В ноябре-декабре слух о том, что автомобили подорожают с 1 января. Этому поспособствовало принятие Верховной Радой законопроектов № 9356, увеличивающего акцизный сбор на 9% и № 8452-д, снижающего (!) таможенный сбор.

Мало кто разобрался в том, что увеличение акцизного сбора даже на 9% (который рассчитывается исходя из объема двигателя), для новых автомобилей составляет только малую толику стоимости авто после растаможки. Но все равно в декабре образовались очереди в автосалонах, а у некоторых импортеров даже закончились автомобили - покупатели записываются на месяц вперед.

(Более подробно со знаменательными событиями 2011 года вы можете ознакомится в нашем материале «События 2011-автогода: новые ПДД, ажиотаж вокруг акциза, Lanos на «автомате»...»)

Что же получается? А получается то, что рынок автомобилей (как, впрочем, и другие рынки) в нашей стране в большей степени зависят от политической ситуации и действующего законодательства, чем от каких-либо иных факторов. Естественно, свою роль играют также и форс-мажорные обстоятельства (такие как катастрофа в Японии). Из этого и будем исходить, строя прогноз-2012.

Прогноз на 2012 год

Ожидания от следующего года самые оптимистичные. Импортеры готовятся к росту продаж, рост рынка ожидается в пределах 15-25%. В связи с этим многие бренды увеличили квоты поставок автомобилей для Украины (к примеру, Skoda увеличила на 25-30%, увеличины квоты на Hyundai, Nissan, и многие другие). На те же 25-30% увеличены планы продаж.

В Украине в 2012 году будет представлено более 50 новинок, а появление новинки - стимулирует продажи. Особенно много новинок представят весной 2012 года.

Импортеры ориентируются на регулярные поставки, а также делают акцент на наличие широкого модельного ряда и выбора комплектаций в автосалонах.

В общем, перспективы - радужные.

Но, как мы уже говорили, рынок автомобилей во многом зависит от политической ситуации, законодательства и ряда внешних факторов, которые могут даже не иметь отношения к экономике.

В 2012-м нас ожидают несколько знаковых для Украины событий, которые отразятся на рынке авто:

  • В апреле заканчивает работу Межведомственная комиссия по международной торговле относительно импорта легковых автомобилей с объемом двигателя 1000-2200 см³.
  • Летом будет проходить Евро-2012.
  • Осенью предстоят выборы в парламент.

А теперь - подробности.

Зима

Как уже говорилось, объективных причин для сколько-нибудь заметного подорожания автомобилей в Украине с 1 января нет, и начало 2012 года не несет потрясений автомобильному рынку.

Поэтому после активности декабря-2011, в январе-феврале наступит спад продаж.

Весна

В апреле Межведомственная комиссия по международной торговле обязана поставить точку и принять решение - вводить ли заградительные пошлины на новые автомобили иностранного производства или не вводить.

То есть импортные автомобили (те, которые ввозят из-за рубежа) могут на долгое время пропасть с нашего рынка, потому как их стоимость станет неоправданно высокой. А могут и не пропасть, все может остаться по-прежнему.

Неопределенность ситуации приведет к тому, что в марте и апреле будет наблюдаться пик продаж автомобилей: потребители будут стараться приобрести авто до предполагаемого значительного повышения цен.

Именно в апреле будет определено - что будет с рынком новых авто в Украине. Итак, два пути развития:

  • если в Украине введут надбавку к таможенной пошлине - украинцам придется переплачивать за авто среднего ценового сегмента, а «европейские» авто низшего ценового сегмента попросту уйдут с нашего рынка, не выдержав конкуренции;
  • если в Украине НЕ введут надбавку к таможенной пошлине - украинцы лишатся отечественных автомобилей низшего и среднего ценового сегмента. Но иномарки (в особенности китайские авто) от этого выиграют.

Если надбавка будет введена, то через 2-3 недели после ее введения, рынок ожидает резкий спад. Отечественные авто в короткое время не смогут удовлетворить все потребности рынка, а импортеры будут осваиваться с новой ситуацией и решать - свернуть свою деятельность в Украине или все же попытаться продолжить.

В ходу будут только отечественные авто низшего ценового сегмента, а также самые дорогие люксовые автомобили. При этом представители люксовых брендов пострадают в меньшей степени. Даже в самый пик кризиса люксовые автомобили продолжали успешно продавать и покупать, поэтому введение пошлин приведет только к временным затруднениям.

Если же надбавку не введут, то после спада продаж, который закономерно и вполне естественно последует за пиком, рынок будет не торопясь и равномерно развиваться. Производители будут стимулировать продажи автоновинками и рекламными компаниями, а общая тенденция будет заключаться в постепенном и равномерном росте рынка.

Лето: Евро-2012

Важное для Украины событие - Евро-2012 - по всей видимости, мало отразиться на продажах авто. Вряд ли иностранцы будут покупать автомобили в Украине, скорее же будут брать авто в аренду.

Поэтому летом в выигрыше будут в основном компании, предоставляющие авто в аренду и такси.

А на автомобильном рынке ожидается более или менее равномерная ситуация, возможен сезонный спад продаж.

Осень: выборы

Осенние выборы в Верховную Раду почти гарантируют то, что особонепопулярные законопроекты выноситься на рассмотрение и утверждение не будут. Поэтому в 2012 г. можно ожидать, что законотворчество несколько поутихнет. Соответственно - это даст возможность автомобильным компаниям работать в более или менее стабильных условиях.

А после выборов -новому составу Верховной Рады до конца года останется слишком мало времени для того, чтобы принять какие-либо «резкие» законопроекты. Конечно, этого никто гарантировать не может.

Итак, осенью ожидается сезонный рост продаж автомобилей, который будет стимулироваться также и предстоящей сменой состава Верховной Рады: все новое опасно, поэтому новые автомобили постараются приобрести до того, как эта смена произойдет.

Итак

В связи с нестабильностью кредитования популярность будут набирать покупка в кредит через собственные финансовые структуры и программы автопроизводителей (Renault Finance, Peugeot Finance и т.п.).

Активно будут развиваться и продаваться китайские авто.

Если Украинский авторынок переживет апрель - более никаких потрясений не ожидается. И тогда рынок будет постепенно развиваться - возможно, на 15%, возможно на 20% и составит 250-280 тыс. авто за год.

 


Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: