Тест полусинтетических масел

12 декабря 2011 • Институт потребительских экспертиз • 20721 просмотр • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



Институт потребительских экспертиз провел сравнительный тест полусинтетических масел 10W – 40 классификаций API SL и SM. Представляем результаты теста.

Как выбирали

Ассортимент полусинтетических масел на рынке сейчас очень разнообразный, поэтому для теста пришлось делать трудный выбор среди нескольких десятков брендов. В итоге под прицел попали: дорогие масла именитых западных производителей - Mobil Super, Castrol Magnatec, Shell Helix, корейский продукт ZIC А+, производимое в Прибалтике Мannol Classic, группа российских масел - ЛУКОЙЛ Люкс, ТНК магнум супер, Sibi Motor (Газпромнефть), и единственный представитель Украины - харьковский Groom-ex Ultra.

Все испытуемые по классификации АРI соответствуют классу SL, кроме «Манола», «Шелла» и «Зик», которые соответствуют более высокому классу SM. Эти образцы были выбраны для того, что оценить, насколько сильно отличаются синтетические и полусинтетические масла по своим эксплуатационным свойствам.

Все масла позиционируются соответствующими классификации API, но не все имеют официальную лицензию, которая подтверждает прохождение всего комплекса  моторных испытаний по требованиям API. Мы проверили, какие масла лицензированы на сайте американского института нефти eolcs.api.org  и можем сказать, что там мы не обнаружили Мannol Classic, Sibi Motor и Groom-ex.

Как исследовали

Все испытуемые масла были доставлены в испытательный центр НИИ «МАСМА», который является одним из самых авторитетных учреждений в сфере исследований масел в нашей стране.

Все образцы были представлены на тест обезличенными, в одинаковой таре и под условными номерами.

Процесс тестирования масел - процесс сложный и длительный. Вначале измеряются базовые физико - химические свойства, такие как кинематическая вязкость при 100 и 40 градусах Цельсия, индекс вязкости, щелочное и кислотное числа, температура вспышки в открытом тигле, зольность, массовая доля часть активных элементов, коррозионность, испаряемость масла, плотность, склонность к пенообразованию, динамическая вязкость и моющие свойства. 

Если хотя бы один из этих параметров не соответствует значениям для данного класса, то это либо подделка, либо заводской брак. К счастью, купленные нами образцы оказались кондиционные, поскольку не было выявлено ни одного нарушения.

Физико-химические исследования важны, но они не дают ответа на самый главный вопрос - как поведут себя масла в реальном двигателе? Разъясняют это исследовательские методы тестирования, призванные определить эксплуатационные свойства масел. Доставленные в лабораторию образцы подверглись испытаниям на термостабильность (имитирует реальную работу масла в двигателе и показывает стойкость моторного масла к образованию кислот и смол при высокой температуре).

Также эксперты протестировали испытуемых на трибологические свойства, проведенные на четырехшариковой машине трения. Данный параметр характеризирует противоизносные свойства масел.

Теперь обо всем по порядку. Основное внимание уделим основное внимание только самым важным показателям.

Физико-химические свойства

Кинематическая вязкость при 100°С.
В соответствии с классификацией SAE, для класса вязкости 40 требования следующие: вязкость должна находится в интервале от 12,5 до 16,3 мм2/с. Все масла имеют приблизительно одинаковую вязкость, соответствующую данному классу.

Индекс вязкости.
Рассчитывается на основании вязкости масла при 100°С и 40°С. Этот показатель необходим для оценки способности масла обеспечивать необходимые вязкостно-температурные свойства как при низкой, так и при высокой температуре.

Общий принцип - чем больше, тем лучше. Кстати, по данному показателю косвенно можно судить и о пусковых свойствах. Этот показатель очень чувствителен, соответственно даже при незначительном изменении вязкости масла при 100°С индекс вязкости изменяется существенно.

Высокий индекс вязкости некоторых масел (у Shell Helix, ZIC А+, у которых индекс оказался выше остальных - 167 единиц), по мнению экспертов, скорее всего, обусловлен использованием синтетической базы при приготовлении масла, что обусловлено требованиями API SM, и сразу отражается на стоимости масла.

Это так же подтверждается данными по испаряемости по НОАК (6 и 6,2 % соответственно). Среди остальных участников удивил Лукойл Люкс (154 единицы) - это больше, чем у всех остальных «отечественных» участников, и одинаково с Castrol Magnatec. Следствие - более низкая температура проворачивания коленчатого вала. В дальнейшем это подтвердила и очень низкая температура застывания у Лукойла.

Щелочное число.
Показывает потенциальное содержание моюще-диспергирующих присадок в базовом масле. И вновь все масла показали очень приличные результаты. Это может означать, что качество присадок у всех одинаково высокое.

Лидер номинации - Shell Helix с результатом 9,5 (напоминаем, это более высокий класс SM), на втором - Mobil Super, а замыкают тройку лидеров вновь «наши» - ТНК магнум супер (7.5) и Лукойл Люкс (7)! При этом последний образец уже во втором показателе обходит импортные аналоги.

Данный показатель особенно важен при работе на топливе с высоким содержанием серы, т.к. щелочные моюще-диспергирующие присадки, помимо всего прочего, нейтрализуют кислоты, образующиеся в процессе сгорания высокосернистого топлива. Поэтому в условиях постоянного использования высокосернистого топлива необходимо, чтобы щелочное число моторного масла было высоким.

Температура застывания.
Значительный показатель для наших довольно суровых зим. Чем ниже температура застывания, тем лучше заводится мотор на морозе. В лидерах российские масла Лукойл Люкс и Sibi Motor (- 38 °С). У остальных температура тоже не подкачала - выше минус 31 никто не опустился.

Но нужно помнить, что температура застывания это условный показатель, который отличается от реальной возможности запустить двигатель. При этом не стоит забывать, что пусковые свойства масла так же оцениваются на имитаторе проворачивания коленвала (CCS). Данный прибор измеряет динамическую вязкость масла при низкой температуре. Чем ниже это значение, тем проще двигателю запуститься в холодное время. Подробнее об этом мы поговорим ниже.

Зольность масла.
Данный параметр указывает на долю присадок в общем объеме масла, и в определенной мере от этого зависит степень нагарообразования. Все образцы уложились в норматив в районе одного процента.

Массовая доля активных элементов.

  • кальций - позволяет оценить количество моюще-диспергирующих присадок в масле.
  • цинк - является активным элементом противоизносных присадок. Некоторые современные присадки изготавливаются без использования цинка, либо с меньшим его содержанием.
  • фосфор - также является активным элементом противоизносных присадок.

По этому показателю все испытуемые показали разные результаты, что обусловлено тем, что при производстве масел используют присадки разных производителей. Соответственно, при одинаковом уровне эксплуатационных свойств состав присадок может различаться.

Коррозионность на пластинках из свинца.
Скорость коррозии приблизительно одинакова, при этом она немного выше у ТНК, Groom-ex, у Лукойла и Mobil.

Индукционный период осадкообразования.
По нейтрализационной эффективности и осаждению все масла показали одинаково хороший результат, чего не скажешь о приросте вязкости, т.к. он значительно отличался. Этот показатель позволяет косвенно оценить увеличение вязкости масла вследствие протекания в нем термоокислительных процессов.

И здесь два представителя класса SM «отыгрались» - у Shell Helix и Мannol Classic прирост оказался всего 24 - 50%. При этом у их коллеги по классу SM ZIC А+ показатели оказались, как и у остальных участников класса SL - 153%. А «героем» стал украинский Groom-ex Ultra - у него прирост вязкости составил 44% и занял второе почетное место после Shell Helix!

Моющие свойства по ПЗВ.
Все масла показали результат в пределах нормы - после окончания испытания нагар и отложения на поршне при испытании всех масел практически отсутствовали.

Испаряемость или «потери на угар».
Все масла обладают довольно низкой испаряемостью. Выделяются синтетические масла Шелл и ЗИК, а также Кастрол. При этом хотелось бы отметить, что расход масла на угар напрямую зависит от его испаряемости.

Высокая испаряемость не является показателем низкого качества масла, так же как не является показателем высокого качества масла низкая испаряемость. Разные масла производятся на основе разных базовых масел. Одни масла синтетические - в процессе эксплуатации необходимость доливать масло практически отсутствует. Для других масел может потребоваться долить немного масла в процессе эксплуатации. Это нормально. При этом не стоит забывать, что синтетическое масло, имеющее тот же уровень эксплуатационных свойств, будет значительно дороже полусинтетического масла. Выбор всегда остается за покупателем.

Динамическая вязкость на имитаторе проворачивания коленвала (CCS) при - 25°С .
Позволяет оценить пусковые свойства масла. Для вязкости 10W она должна быть не выше 7000 мПа/с при минус 25 °С. Все масла удовлетворяют данным требованиям, а значит, двигатели будут нормально запускаться практически в любой мороз.

Исследовательские методы

Термоокислительная стабильность.
Это показатель, оценивает стойкость моторного масла к образованию кислот и смол при высокой температуре. При данных исследованиях производится окисление тонкой пленки масла под действием высокой температуры (250 °С). Такой метод позволяет оценить стойкость масла к окислению при высоких температурах в камере сгорания, когда оно находится на стенках цилиндров, т.к. толщина пленки масла в данном исследовании соизмерима с толщиной пленки масла в двигателе.

Методика процесса такова -  в процессе работы масло меняет свои основные свойства, а также в нем накапливаются продукты окисления, которые способствуют коррозии деталей двигателя, лако- и нагарообразованию и ускоряют износ резиновых уплотнителей. Параметры замеряются до и после окисления и по их изменению оцениваются эксплуатационные свойства масла. Чем дольше масло противостоит окислению и чем меньше количество образовавшегося лака, тем дольше масло может работать в двигателе.

В лидеры выбились масла класса SM Shell Helix и ZIC А+ - соответственно, 60 и 48 минут. Затем идет Castrol Magnatec (35 минут!!!!), и с небольшим отставанием - вновь Лукойл Люкс и ТНК магнум (29 минут). А вот Мannol Classic, заявленный как класс SM, сплоховал - всего 26минут. И в конце списка - Sibi Motor с 20-ю минутами.

Трибологические характеристики на ЧШМ.
Испытания производились на четырехшариковой машине трения, основная задача - определить критическую нагрузку,  т.е. стойкость масляной пленки и измерить диаметр пятна износа, которое позволяет оценить противоизносные свойства масла. Результаты оказались предсказуемо хорошими у всех участников.

В частности, диаметр пятна износа для всех масел практически идентичен, следовательно, противоизносные свойства всех масел почти одинаковые. Критическая нагрузка необходима для оценки способности масла предотвращать износ при сверхкритических нагрузках. В двигателе единственное место, где присутствуют такие нагрузки - это пара «кулачок-толкатель». Для всех остальных деталей и узлов трения способность масла противостоять износу оценивается по диаметру пятна износа.

Выводы

И что же в сухом остатке? На самом деле, вывод оказался удивительным - российские  масла практически не уступают европейским, а в некоторых параметрах и превосходят их. Другими словами, стереотип о том, что российские масла предназначены для российских автомобилей был полностью опровергнут цифрами. Помимо прочего, российские масла также имеют официальные допуски и одобрения, позволяющие заливать их в автомобили на гарантии.

Стоит заметить, что с местами производства масел сейчас полная путаница. Стремясь снизить издержки, европейские производители переносят свои производственные площадки в Турцию, Польшу, Литву, РФ (например, завод Шелл открыли в России) и другие страны, в то время как ряд российских производителей делают серьезные шаги для выхода на международный рынок. Например, компания ЛУКОЙЛ поставляет масла для Украинского рынка со своего завода в Румынии.

Так что налицо мировая интеграция, в рамках которой большинство масляных компаний покупают пакеты присадок у одних и тех же производителей и отличия здесь минимальны. Но качество моторного масла определяется не только пакетом присадок, но и уровнем свойств базовых масел. И здесь мировая интеграция тоже вносит свои коррективы. Российские компании активно экспортируют базовые масла в Европу, и наоборот, часть синтетических импортных базовых масел, необходимых для производства современных синтетических и полусинтетических продуктов импортируют из Европы на заводы в Украине и РФ.

Так откуда же взяться разнице? Но на самом деле разница есть - и состоит она в цене вопроса. «Раскрученные иностранцы»   Mobil, Shell, Castrol стоят в среднем на 100 грн. дороже российских визави. Безусловно, тут важна не столько цена, сколько соотношение цены и качества. И в этом разрезе очень порадовали российские производители - их продукция имеет высокое качество за весьма умеренную цену, и эти масла можно без опасений использовать в любой иномарке. Более того, они адаптированы к местным условиям эксплуатации, таким как низкие температуры и плохое качество топлива.

Масло

ЛУКОЙЛ ЛЮКС

СИБИ Мотор

ТНК МАГНУМ СУПЕР

Мобил Супер

Шелл Хеликс

Кастрол Магнатек

Зик А+

Маннол Классик

Groom-ex

Кинематическая вязкость 100 (мм2/с)

13,12

14,1

13,63

14,92

14,7

14,32

14,45

15,9

12,63

Кинематическая вязкость 40 (мм2/с)

94,83

94,83

93,3

95,03

92,18

95,94

90

106,41

99,57

Индекс вязкости

154

153

148

165

167

154

167

160

150

Щелочное число (ISO) (мгКОН/1 г масла)

7,88

7,58

9,18

8,64

11,85

8,09

8,04

7,04

7,09

Щелочное число (ГОСТ)(мгКОН/1 г масла)

7

6,39

7,23

7,5

9,5

6,88

6,44

6,5

6,85

Кислотное число, %

2,09

2,07

1,95

2,94

2,15

2,37

1,67

2,366

1,74

Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С

213

208

218

214

218

220

230

215

220

Температура застывания, °С

-38

-38

-36

-35

-37

-31

-35

-35

-33

Зольность, %

1

1

1,12

1,25

1, 05

0,99

0,84

0,97

1,07

Мех примеси

отс

отс

отс

отс

отс

отс

отс

отс

отс

Массовая доля воды, %

отс

отс

отс

отс

отс

отс

отс

отс

отс

Плотность при t 20 С, кг/м3

868

875

837

874

870

861

846

861

888

Массовая доля активных элементов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кальций

0,246

0,21

0,29

0,245

0,281

0,213

0,185

0,192

0,252

Цинк

0,117

0,132

0,188

0,193

0,104

0,099

0,086

0,163

0,098

Фосфор

0,105

0,114

0,104

0,169

0,096

0,092

0,08

0,14

0,083

Азот

0,07

0,07

0,12

0,113

0,198

0,1

0,13

0,05

0,025

Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2

4

0,6

3,8

2,5

0,15

1,5

0,45

1

3,3

Стабильность по (ИПО) в течение 50 час

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Массовая доля осадка, %

0,26

0,24

0,23

0,16

0,18

0,16

0,19

0,2

0,34

Прирост вязкости, %

105

110

83

97

24

153

153

50

44

Прирост кислотного числа, %

192

187

177

95

128

100

140

155

240

Нейтрализационная эффективность растворенны кислотных продуктов, %

65

62

71

74

81

77

77

77

62

Снижение диспертирующей способности, %

0

0

0

0

0

0

0

0

10

Моющие свойства по ПЗВ, балл

1

0

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Испаряемость по методу НОАК, %

9,1

10,3

10

10,2

6

7,3

6,2

8,4

8,5

Вязкость динамическая, определенная на имитаторе холодной прокрутки (ССS) при -25°С, мПа/с

6600

6200

6350

6400

6200

6800

6400

6350

6600

Термоокислительная стабильность по Папок, мин.

29

20

29

23

60

35

48

26

25

Трибологические характеристики на ЧШМ при 20±5°С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критическая нагрузка, (Рк), Н

1304

1420

1394

1304

1236

1236

1471

1470

1304

Нагрузка сваривания (Рз), Н

1961

2450

1961

1961

1961

2324

1961

2450

1961

Индекс задира

489

471

490

490

470

472

474

981

489

Диаметр пятная износа, мм

0,54

0,54

0,56

0,56

0,54

0,52

0,5

0,52

0,56

Склонность к пенообразованию/стабильность, см3, при:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24°С

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

94°С

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

5/0

0/0

24°С

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

0/0

Цена за канистру (4 л.) в рознице, грн.

138

144

155

255

238

260

188

216

105


Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: