Два пути развития украинского автопрома

2 ноября 2011 • Владимир Дремов, АвтоПортал • 4288 просмотров • Прокомментировать статью

Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!



В Киеве прошла Третья международная Конференция по развитию автомобильной индустрии AutoPROm.UA 2011. В рамках Конференции были озвучены пути и перспективы развития украинского автопрома.

О противостоянии отечественных производителей и импортеров, а также о спецрасследовании относительно импорта авто мы уже писали в материале "Импортеры и автопроизводители...". Расследование движется, споры не утихают

В Украине будут выпускать 1 000 000 авто в год

В рамках Конференции Владимир Власюк, директор государственного предприятия  «Укрпромвнешэкспертиза» представил проект «Государственной целевой программы развития легкового автомобилестроения Украины на период до 2020 г.».

В соответствии с Программой, до 2020 г. объем производства автомобилей в Украине должен вырасти до 1 млн. 42 тыс. автомобилей в год (в прошлом году было произведено около 88,6 тыс. автомобилей). При этом количество рабочих мест в отрасли увеличится с 9,9 тыс. (в текущем году) до 176,9 тыс. в 2020-м, а уровень локализации производства увеличится с 26% до 55%.

Все это приведет к тому, что к 2020 г. на нашем рынке будет 70% украинских автомобилей.

Все это возможно в том случае, если государство возьмется поддержать отечественных автопроизводителей. На сегодняшний день ведущих автопроизводителей четыре: «ЗАЗ», «Богдан», «Еврокар» и «КрАСЗ», и их суммарная мощность составляет 400 тыс. легковых авто в год.

Производство автомобилей в Украине:

Для реализации Программы потребуется следующее:

  • увеличить ввозные пошлины на иномарки (сделать их выше 30%);
  • отменить ввозные пошлины на оборудование для производства авто;
  • отменить НДС на оборудование для производства авто;
  • ввести компенсацию по кредитам 10%;
  • и ряд других мер.

В Китае ввозные пошлины на авто достигали 200%

Следует отметить, что защитные пошлины на автомобили в некоторых странах достигали (и достигают) высокого уровня: Россия - 30-50%, Узбекистан - 30%, Китай - 25-30% (и даже составляли 200% в период становления автопроизводства), в Турции пошлины также достигали 150%, в Индии - 105%.

По мнению Владимира Власюка, все вышеперечисленное приведет к созданию благоприятного инвестиционного климата в Украине, привлечет новых инвесторов и поднимет украинский автопром на новый уровень.

Почетный президент корпорации «УкрАвто» Тариел Васадзе, в свою очередь, также подчеркнул важность государственной поддержки автопрома, дополнив вышеназванное следующими мерами стимулирования производства:

  • стимулирование обновления основных фондов (освобождение от налогообложения прибыли, которая направляется на увеличение объемов производства, переоснащение материально-технической базы и внедрение новейших технологий);
  • поддержка экспорта (предоставление кредитов украинским предприятиям для выпуска продукции на экспорт на условиях частичной компенсации процентной ставки, или кредитование экспортных операций по льготным кредитным ставкам);
  • стимулирование приобретения новых автомобилей отечественного производства (государственная поддержка потребительского кредитования; создание государственной системы стимулирования приобретения новых автомобилей отечественного производства взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также создание в Украине системы сбора и утилизации автотранспортных средств, вышедших из эксплуатации).

Вступление в ВТО негативно сказалось на отечественном автопроме

По мнению Тариела Васадзе, вступление Украины в ВТО в мае 2008 г. негативно сказалось на развитии автомобильной промышленности Украины: это произошло в середине финансового года, без переходного периода, на абсолютно невыгодных для страны условиях. Поэтому к процессу членства в ЕС и «открытию границ» следует подходить взвешенно: полная отмена ввозных пошлин на импортные автомобили может больно ударить по отечественным автомобильным предприятиям.

Продажи автомобилей в Украине:

Иное мнение

В то же время, уполномоченный правительства по вопросам европейской интеграции Валерий Пятницкий заявил о том, что путем защитных мер вывести отрасль из кризиса не удастся, так как по-настоящему отечественного автомобиля в Украине общем-то и нет.

Более того, ассоциация с ЕС не сделает украинских производителей беззащитными – предусмотрено, что когда количество автомобилей, импортируемых из стран ЕС, превысит 45 тыс. авто, вступят в силу заградительные пошлины.

Отечественным производителям надо готовиться к тому, чтобы работать в условиях европейской конкуренции

С Валерием Пятницким согласен и начальник управления по вопросам европейской интеграции Администрации Президента Украины Евгений Перелыгин: когда Украина станет частью европейского экономического пространства - это будет серьезным аргументом для инвесторов строить здесь предприятия. А отечественным производителям уже сейчас надо готовиться к тому, чтобы работать в условиях европейской конкуренции.

Иными словами, восстановить украинский автопром помогут следующие меры:

  • привлечение инвесторов со стороны ведущих иностранных автопроизводителей (это возможно лишь при стабильности в правовой сфере);
  • свободная торговля с ЕС (что приведет к увеличению экспорта);
  • увеличение конкурентоспособности собственного товара (за счет увеличения качества), что позволит его экспортировать на внешние рынки.

Динамика изменения объемов производства автомобилей по странам:

Итог

В двух словах, пути развития автопромышленности следующие:

1. Закрыть границы для иномарок и создать преференции для отечественных производителей. Это приведет к увеличению рабочих мест в отрасли, развитию четырех ведущих отечественных автопроизводителей, украинцы будут ездить на авто, изготовленных этими производителями. Результаты реализации этого пути будут видны практически сразу.

2. Открыть границы, ликвидировать пошлины. Это приведет к необходимости улучшения качества автомобилей, производимых в нашей стране (если, конечно, отечественные производства выдержат конкуренцию), привлечет инвесторов (те же Hyundai, Renault, Peugeot вполне могут построить свои заводы на территории Украины), украинцы будут иметь возможность выбора при покупке нового автомобиля. Результаты не будут молниеносными.

Переговоры с ЕС идут, приняты некоторые решения, но, как известно, каждое государство исполняет эти решения с учетом внутреннего законодательства (которое может быть откорректировано в ту или иную сторону). Какой из вариантов развития событий выберет наше правительство - мы узнаем уже очень скоро.

 


Понравилась статья?


rss Подпишитесь на наш RSS канал    

Поделитесь в: